прп. Серафим Вырицкий

Преподобный Серафим, Вырицкий чудотворец



 



Поддержите сайт! (пожертвование)




Храм-памятник 

Спасо-Преображения в Тярлево


Здесь хранят память об алапаевских мучениках
 и  семье  Муравьевых




    В начале 1912 г., в преддверии приближающегося празднования 300-летия Дома Романовых,Храм в Тярлево,СПб. Великий Князь Константин Константинович пожертвовал на окраине Павловского парка, в дачном селении Тярлево, "участок земли мерою до 600 кв. сажень, а Ея Императорское Высочество Великая княгиня Мария Павловна оказала денежную помощь на сооружение церкви".
Первым ктитором храма был сын Константина Константиновича, князь Императорской крови Иоанн Константинович. Он вместе с братом, Игорем Константиновичем, руководил строительством.
Полностью храм Преображения Господня в поселке Тярлево был освящен в день рождения князя Иоанна, 6 июля 1914 г. викарным епископом Геннадием, в сослужении архимандрита Макария и причта Мариинской Придворной церкви.
Специально для этого храма Иоанном Константиновичем была написана духовная музыка - "Милость Мира", которую сейчас исполняет хор, восстанавливающегося храма.
Первоначально храм был приписным к Мариинской Придворной церкви, и вся документация шла через Придворное ведомство, которое возглавлял вплоть до своей кончины, 30 августа 1923 г., протопресвитер Александр Дернов (духовник Царской Семьи).
С 1917 г. храм в Тярлево был выделен в самостоятельную единицу и 7 января 1918 г. Приходской совет Мариинской Придворной церкви заявил о том, что прихожане готовы содержать причт и церковь и охранять святыни.
13 марта 1918 г., перед своим арестом, Его Высочество князь Игорь Константинович подал ходатайство о награждении причта Мариинской церкви г. Павловска и церкви Тярлево.
В 1918 г. последний владелец Павловска, Иоанн Константинович, вместе с братьями Игорем и Константином и Великой княгиней Елизаветой Федоровной, сестрой Императрицы, приняли мученическую кончину в шахтах Алапаевска.
Белокаменный храм, выдержанный в лучших традициях древней Псковско-Новгородской архитектуры, был построен по проекту гражданского архитектора А.А.Захарова. Двухъярусный резной иконостас был изготовлен из темного дуба и украшен иконами, написанными в древнерусском стиле, без окладов. Алтарь храма украшал большой запрестольный образ Спасителя с крестом в одной руке и со знаменем в другой.
Особую ценность представляли, находившиеся в храме, древние афонские иконы, подаренные Государем Императором Николаем II (ныне хранятся в Государственном Эрмитаже).
    За годы советской власти здание храма было доведено до аварийного состояния. В нем был устроен один из цехов закрытого военного завода. Кроме того, была застроена площадка вокруг храма, и теперь он стоит со всех сторон окруженный обветшавшими зданиями, еле теплящего свою жизнь, ОАО ПТГО "Север". Кроме того, все эти сгрудившиеся по нелепому плану постройки, с запертым им храмом внутри, обнесены кирпичным заводским забором.
Когда смотришь на старую фотографию Преображенского храма в Тярлево, куполами возвышающегося над зеленью Павловского парка, любовно обнесенного ажурной решеткой, отстоящей от храма на довольно-таки большом расстоянии, становится больно за поруганный Дом Божий и произведение архитектурного искусства. И задаешься вопросом: когда же мы, русские люди, научимся хранить и ценить свое достояние, и духовное, и культурное, и национальное?
Когда я стала спрашивать настоятеля храма - протоиерея Александра Покромовича о том, какие отношенияОтец Александр исповедует в храме в Тярлево у него сложились с заводом. Он ответил: "Никакие. Потому что руководство завода не хочет идти на контакт. С директором завода мне так ни разу и не удалось встретиться. Хотя у нас есть действительно общие проблемы. Например, в здании храма до сих пор находится электрощитовая всего завода. Сейчас у нас начинается реставрация, нужно убирать из храма все лишнее.
По благословению Благочинного Царскосельского округа мы подали иск в суд. Но, как известно, арбитражные суды дело долгое. Несколько лет может тянуться разбирательство, а нам нужно восстанавливать храм.
    Обратились мы в Пушкинскую администрацию с просьбой о возвращении принадлежавшей храму земли. К нам приезжала комиссия, которая официально заявила, что они на нашей стороне. Что вообще в парковой зоне заводскому производству не место. Хотя до сих пор пока никаких решений у нас на руках нет.
И ситуация остается напряженной. У завода постоянно меняются владельцы. Так прежний директор отдал (на словах, без оформления документации) заброшенное и, извиняюсь, загаженное помещение, чтобы мы смогли там разметить какие-то подсобки для храма. Мы все привели в порядок, отремонтировали. А теперь слышим угрозы: мы от вас это отберем.
В 'окружении' новых стенКроме того, хотя и производство на "Севере" еле теплится, но оно по-прежнему вредное, в цехах стоит хлопковая пыль, очень легко возгораемая, а при том контингенте, который работает на заводе (часто в нетрезвом виде), опасность пожара велика.
Мы, конечно же, несмотря ни на что будем вести ремонт и реставрацию храма. Но, представьте, если мы ее закончим, то наш белоснежный храм, признанный редчайшим памятником архитектуры (сочетание модерна и псково-новгородского стиля) окажется в окружении полуразвалившихся хибар и кирпичного забора, через который в храм можно попасть только " с черного хода". Это просто нелепо".
    Конечно же, ситуация должна разрешится должна придти помощь свыше, ведь не даром столько святых молились в этом храме. Они не оставят его и сейчас. За каждым богослужением отец Александр поминает всех "Константиновичей".
"Когда мы молитвенно поминаем Великого Князя и его детей, - говорит батюшка, - "то в ответ всегда ощущаем их молитвенную отдачу: они за нас ходатайствуют, так же, как прп.Серафим Вырицкий и новомученики. Князья Константиновичи прославлены еще в 1981 году РПЦЗ в лике святых. Один мой знакомый дал очень характерное определение нашего храма: "Храм, который строили святые".
Последний настоятель нашего храма - протоиерей Сергий Червяковский, служил здесь с 1923 и вплоть до своего ареста в сентябре 1937 г. и снискал огромную любовь и уважение среди прихожан.
   

Принял мученическую кончину, был расстрелян в 1937 году. Житие новомученика составляет его сын - отец Диакон Валентин Червяковский, сын новомученика прот. СергияВалентин, дьякон нашего храма. Мы ищем архивные материалы так же о других новомучениках тярлевских. Потому что, как стало известно, протоиерей Сергий был арестован и расстрелян вместе с еще семнадцатью верующими и двумя священниками. Мы бы хотели один из приделов нашего храма, если будет на то благословение правящего архиерея, освятить в честь "новомучеников тярлевских".
Но и сейчас мы постоянно чувствуем, что они за нас молятся. Я в храме с апреля 2003 года, а ощущение, что был здесь всегда. Храм как-то особенно располагает к себе. Мне приходилось служить в разоренных храмах, это очень тяжело - враг на таком месте укореняется прочно. А здесь - наоборот. Молитвенное предстательство святых чувствуем постоянно, чудес столько не видел никогда. Постоянно приходят самые разные люди, предлагают помощь".

    Я попросила рассказать отца Александра и о том, как связан с их храмом прп.Серафим Вырицкий.
"Я убежден, что он был одним из ктиторов храма. Потому что в документах говорится, что храм строился не только на пожертвования Иоанна Константиновича, но и "пожертвования местных жителей".

    Василий Николаевич Муравьев, будущий св. прп. Серафим Вырицкий проживал в поселке Тярлево с 1906 по 1920 г., так что он конечно должен был жертвовать на наш храм. Ведь он был очень состоятельным человеком и всегда помогал храмам Божиим. Им был приобретен большой двухэтажный дом-дача в живописном месте, расположенном между Царским Селом и Павловском. До 1920 г. этот дом стал главным пристанищем семьи Муравьевых - оставаться в столице было крайне опасно. До сих пор прихожане бережно сохраняют в своих садах сирень, пересаженную из беседки преподобного. Несомненно прп. Серафим и все его семейство были и прихожанами нашего храма, потому что находился он неподалеку от их дома.


дом Муравьевых в Тярлево, СПб.

Дом семьи Муравьевых в Тярлево - СПб   прошел сквозь пожары  Гражданской и Отечественной войны.
Но был разрушен дом прп.Серафима Вырицкого уже в наше время.


    Сейчас на месте дома прп. Серафима футбольное поле местного ПТУ. Дача прошла сквозь пожары Гражданской и Отечественной войны. Но была разрушена уже в наше время. Теперь на ее месте поставили поклонный крест. Семью Муравьевых здесь помнят все.
 Договоренность с администрацией училища у нас есть. Уже два года мы совершаем крестный ход к памятному "серафимовскому месту", 10 июля - в день освящения храма мы обходим крестным ходом весь поселок Тярлево. В прошлом году мы отмечали девяностолетие со дня освящения.

    Нам предстоит огромная работа по возрождению храма.
Кроме того, что храм был приведен в полное запустение, в советское время была разобрана звонница и все пять глав. Конечно, их нужно восстанавливать.
Инициативная группа во главе с сыном протоиерея мученика Сергия Червяковского, диаконом Валентином, еще в 1994 году начала хлопоты по возвращению храма Русской Православной Церкви. Приход был создан 19 октября 1995 г., однако лишь 31 июля 1998 г. распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Администрации Санкт-Петербурга церковь была официально передана верующим. Несмотря на это, администрация завода, хотя и освободила частично помещение храма, однако категорически отказывалась допустить верующих на его территорию и чинила им различные препятствия.
Лишь 19 августа 2002 г., в день Преображения Господня, в храме был отслужен первый молебен.
Печально, что отец Валентин (ему уже 83 года) иногда говорит: "Я не доживу до того, момента, когда все будет восстановлено, и завод покинет все помещения". Хотелось бы, чтобы при его жизни над храмом вознеслись купола, и с колокольни зазвучал благовест.
    А вообще приход у нас очень хороший, очень дружный. Даже призывать никого не нужно придти и помочь. Иногда мы с матушкой и детьми (у отца Александра десять детей - Л.И.) приезжаем и видим, что все, что мы собирались делать - разбирать какие-то завалы, убирать грязь, до нас уже сделали прихожане.
Поэтому с такими людьми нам унывать не приходится".
    Но, все-таки закончу эту статью тем, с чего начала: Спасо-Преображенскому храму в Тярлево требуется помощь. И молитвенная, и денежная, и физическая. И, если у вас есть возможность внесли свою, хотя бы малую лепту, в восстановление "храма, который строили святые"; если вы хотите проявить на деле свое почитание Царственных Мучеников, в том числе алапаевских новомучеников, то приезжайте в Тярлево, - сначала на богослужение (в воскресный или в праздничный день), чтобы ощутить сугубую благодать, которая присутствует в этом храме, а потом и дело для вас найдется.
  Людмила Ильюнина, Русская линия.
( http://www.rusk.ru/st.php?idar=103458 )
(  http://vera.mrezha.ru/498/9.htm  )

Монархическая святыня в Тярлево

По следам публикации Русской линии...

    

    "Храм, который строили святые" - первым ктитором был алапаевский мученик диакон князь Иоанн, Спасо-Преображенский храм в Тярлево Константинович Романов, среди жертвователей храма были святая Царица-Мученица Александра Федоровна, прп. Серафим Вырицкий - действительно, нуждается в помощи.
    Фотографии, публикуемые нами, дают представление о том, каким был и каким стал в безбожное время этот красивейший храм начала ХХ столетия. Сейчас активно ведутся работы внутри храма, восстанавливается великолепная звонница.
Молитвенные и хозяйственные труды настоятеля и прихода не остаются без награды – обретен, считавшийся утраченным, образ Спаса Нерукотворного на фасаде храма. Вот как это событие описывается в брошюре, посвященной истории храма: "По словам старожилов, власти неоднократно закрашивали на западном фасаде огромный образ Спаса Нерукотворного, однако он постоянно проступал вновь, пока его не приказали сбить молотками и заштукатурить. Так думали мы все до праздника Рождества Христова в 2005 г. Когда же в Спасо-Преображенский храм в Тярлево (фасадная икона)Рождественские дни архитектор, уточняя местоположение на фасаде утраченного образа, сбил штукатурку, то под слоем цемента были обнаружены фрагменты живописи. Когда же, движимые чувством радости и благоговения, мы удалили цементную штукатурку, из ниши, в которой помещался образ, стало понятно, что по всей видимости, образ полностью сохранился... Перед нашими глазами раскрылось удивительное чудо по обретению образа Нерукотворного Спаса на фасаде храма".
14 августа на память Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня в Тярлево состоится крестный ход от храма к месту дома, где жил прп. Серафим Вырицкий. На этом месте будет установлен крест.
( http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=103491 ) Русская линия.




Батюшка и его дети восстанавливают церковь




В воскресный день вся семья собирается в храме. Правда, в этот день четверо детей священника Покрамовича не смогли прийти на службу.

На строительстве храма занята вся семья - отец Александр, матушка Юлия и их десять детей, они же всей семьей проводят службы в полуразрушенной церкви.

    Настоятель храма Спасо-Преображения священник Александр Покрамович - коренной петербуржец. Вырос в интеллигентной семье, к церкви никакого отношения не имеющей. После школы поступил в Академию физкультуры и спорта имени Лесгафта и стал... каскадером. Это он исполнял многие трюки в фильмах Никиты Михалкова и Андрона Кончаловского. Часто приходилось рисковать жизнью: прыгать из горящих квартир, подставляться под нож, драться... Правда, об этом периоде своей жизни священник вспоминать не любит.

- Тогда-то я и задумался - для чего я живу? Обратился к Богу, в 23 года крестился, стал чаще бывать в церкви.

Со своей единственной любовью и будущей женой Юлией отец Александр тоже познакомился на этой почве.

- Мы оба очень любили святителя Николая, вот и подружились, - улыбается священник.

Они поженились, и их семья стала расти, почти каждый год рождались дети. А в 36 лет бывший спортсмен и каскадер Александр Покрамович принял сан священника, служил в Никольском соборе. А потом захотелось приключений, и 12 лет назад отец Александр уехал в Карелию, в город Сортавала. Стал настоятелем храма, здесь же, в маленьком городе на берегу Ладожского озера, у него родился младший, десятый ребенок - дочка Сонечка.

- В городе Сортавала было очень много наркоманов, я часто выступал с проповедями по радио, - рассказывает священник. - Знал, что это многим не нравилось. Кроме того, в Сортавале много иеговистов, с которыми тоже складывались непростые отношения. И вскоре я поплатился за все свои выступления...

Семья священнослужителя собиралась перебираться на родину в Петербург - детям нужно было учиться, а в Сортавале такой возможности не было.

- Но нас поторопили. Однажды вечером загорелся наш дом. Мои дети и матушка были дома. С Божьей помощью все спаслись...

По официальной версии, причиной пожара стала шалость детей. По неофициальной, дом Александра Покрамовича подожгли наркоманы, против которых выступал смелый священник.

Семейный подряд.

Переехав со всем многочисленным семейством в Петербург, отец Александр пришел в Петербургскую епархию. «Я готов начать с нуля», - сказал он.

И отцу Александру дали в подчинение церковь Спасо-Преображения, что в поселке Тярлево под Павловском. Больше шестидесяти лет храм находился в жутком запустении, принадлежал местному предприятию. Окна зияли дырами, внутри здания гулял ветер, от сырости стены покрылись плесенью, крыша прохудилась.

Первыми ремонтниками и строителями стали сам священник и его большая семья. Отец Александр вместе с сыновьями отремонтировал крышу, поставил печку, чтобы прихожане во время службы чувствовали себя более-менее уютно.

- Я привык к труду и много чего умею делать руками, так что для меня это не проблема.

Службы в заброшенном храме начались сразу после того, как он поступил во владение отца Александра. Сначала прихожан было мало, люди шли с опаской. Что же это за служба на территории завода? Но потом весть об этой церкви разлетелась по всему Питеру, и сюда стали приезжать верующие со всех уголков большого города. Прихожан не пугал холод и отсутствие церковного убранства.

В храме служит все семейство отца Александра. Пока сам священник служит, его дочери поют на клиросе, а матушка Юлия продает свечки и церковную литературу, кроме того, ведет все делопроизводство.

Ангельские голоса


У детей отца Александра удивительные голоса. Двое - Саша и Оля - учатся в музыкальномМладшая дочь Соня пока только учится звонить в колокол. училище, младшие девочки - Ксения и Катя - тянутся за старшими и прилежно подпевают им. Прихожане, которые каждые выходные приезжают в храм, стоят во время службы, словно зачарованные. И сравнивают детское многоголосие с ангельским.

16-летнему Серафиму и 11-летней Соне доверяют звонить в колокол перед началом службы.

А в будни после уроков (дети учатся в обычной школе) ребятня прибирается в храме и во дворе.

- Нам очень нравится наш храм, - говорит 14-летняя Ксения. - Даже несмотря на то, что здесь еще очень холодно.

Недавно из всех окон храма вытащили старые, сгнившие рамы. Пока большие вытянутые окна заделаны полиэтиленом. Сейчас семье священника предстоит поставить новые рамы и стекла, чтобы прихожане зимой не замерзли...

- Потом будем заниматься внутренним убранством, - говорит отец Александр. - Пока у нас иконостас сделан из твердого картона, а бумажные иконки прилеплены к нему клейкой лентой. Но пройдет время, и все будет по-другому.


НАША СПРАВКА

    Храм Спасо-Преображения в поселке Тярлево рядом с Павловском был построен сто лет назад на средства великого князя Константина Константиновича Романова и местных дачников, которые на лето приезжали в поселок. В 1914 году храм был освящен, а четыре года спустя последний владелец Павловска Иоанн Константинович вместе с братьями Игорем и Константином и великой княгиней Елизаветой Федоровной, сестрой императрицы, трагически погибли в шахтах Алапаевска. Теперь про эту церковь говорят, что ее строили святые мученики...

    С 1906 по 1920 годы в Тярлево жил Василий Николаевич Муравьев, будущий святой преподобный Серафим Вырицкий. Им был куплен большой двухэтажный дом-дача в живописном поселке, расположенном между Царским Селом и Павловском. До сих пор прихожане бережно сохраняют в своих садах сирень, пересаженную из беседки преподобного.

    В 1937 году последний настоятель храма был расстрелян, церковь закрыта и осквернена. В здании устроили клуб, но, по рассказам старожилов, в него никто не ходил. В 1946 году закрытый храм был передан предприятию и вскоре обнесен высокой стеной. Тогда же была разобрана звонница и все пять глав...

Алена БОБРОВИЧ. 29 октября 2004,
  Фото автора.    alena@kppublish.ru
  http://www.pskov.kp.ru/2004/10/29/doc39842/


ЦЕРКОВЬ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНИЯ в ТЯРЛЕВО

Санкт-Петербург, Павловск, Тярлево.

Настоятель храма - протоиерей Александр Покрамович.

Адрес:
196625, Санкт-Петербург,
г. Павловск, пос. Тярлево,
ул. Спортивная, 2.

Для пожертвований:
Православный приход церкви Спасо-Преображения в пос. Тярлево
ИНН 7822004995, КПП 782001001
р/с 40703810155120102488 в филиале АК Сбербанка РФ
(ОАО) Северо-Западный банк
Пушкинское отделение №2009
к/c 30101810500000000653 БИК 044030653
суб к/с 30301810555000605512

тел.:(812) 747-40-40

е-маил: alexpok55@mail.ru

сайт Храма -http://www.tyrlevo.orthodoxy.ru/kontact.htm


_______________________________________________________________________________________

Памятные даты:

6 июля 1914 г. - день освящения храма.
В первое воскресение после этой даты тридиционно совершается крестный ход вокруг Тярлево с совершением молебнов и панихиды.

17 июля - день памяти Государя Императора страстотерпца Николая II и его семьи

18 июля - день памяти мч.Елизаветы и алапаевских мучеников

14 августа - день установки поклонного креста близ места,
где находился дом прп.Серафима. Совершается крестный ход
к поклонному кресту и водосвятный молебен.


19 августа
- престольный праздник храма - Преображение Господне.

3 октября - день рождения Государя Императора Павла Петровича.
В ближайшее воскресение - крестный ход по Павловскому парку.

19 октября 1995 г. - день воссоздания прихода

3 апреля - день памяти прп.Серафима Вырицкого.
Совершается крестный ход к поклонному кресту и молебен.


С 1906 по 1920 год в пос.Тярлево проживал (в то время Василий Николаевич Муравьев), будущий св.прп.Серафим (Вырицкий). Им был приобретен большой двухэтажный дом-дача в живописном поселке Тярлево, расположенном между Царским Селом и Павловском. До 1920 года он стал главным пристанищем семьи Муравьевых, откуда и был пострижен в монахи по благословению митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина с именем Варнава, а его супруга, Ольга, в это же время стала послушницей Воскресенского Новодевичьего монастыря. Впоследствии оба приняли схиму с именами - Серафим и Серафима.

   
До сих пор прихожане бережно сохраняют в своих садах сирень, пересаженную из беседки преподобного.

Dom Myravevih v Tjarlevo - karta

Здесь был дом семьи Василия Николаевича Муравьева
(прп. Серафима Вырицкого) в Тярлево, близ Павловска-С.Пб.
где они жили с 1906 по 1920 год.

http://www.aroundspb.ru/maps/okr_spb/okr_spb.php
Тярлево на Карте Окрестностей Петрограда. 1914-17 г.
фрагмент карты из http://www.aroundspb.ru/maps/okr_spb/okr_spb.php



    14 августа 2005 г. близ места, где стоял дом прп.Серафима (на месте самого дома находится спортивная площадка), снесенный в начале 70-х, был установлен поклонный крест и принято решение совершать молебны два раза в год - 3 апреля - в день памяти преподобного, и 14 августа, с водосвятием - в день установки креста.




Tjarlevo - Vozdvizenie Kresta Tjarlevo - U Kresta
Воздвижение поклонного Креста
близ месте дома Муравьевых
У поклонного Креста
Tjarlevo_ Tjarlevo poklonnij krest

Молебен у Креста
Krestnij Hod v Tjarlevo U Kresta - Tjarlevo
Крестный ход


Prazdnik v Tjarlevo Kreshtenie v Tjarlevo
Праздник.
Крещение
Pavlovsk V parke
Павловский парк

фотографии из альбома сайта
Спасо-Преображенского храма в Тярлево
(http://www.tyrlevo.orthodoxy.ru/index.htm)

Пятилетие со дня возобновления богослужений 

в Спасо-Преображенском храме поселка Тярлево-С-Пб.


    Пятилетие со дня возобновления богослужений отметили 6 июля в Спасо-Преображенском храме поселка Тярлево на окраине Павловска. Традиционный крестный ход прошел от храма вдоль Павловского парка по поселковым улицам.

Храм в Тярлево - СПб. 1914г.    Ныне восстанавливающийся храм, освященный 6 июля 1914 года в присутствии последнего августейшего владельца Павловска, священномученика Алапаевского князя Иоанна Константиновича, возродил традицию ежегодных крестных ходов в память первого освящения.

    Находящаяся рядом Ферма - один из старейших уголков Павловска, хранящий память о его основателях, императоре Павле I и императрице Марии Федоровне. Крестный ход прошел мимо любимых мест великого князя Константина Константиновича (поэта К.Р.), Краснодолинных прудов, где его часто посещала муза, и он любил прогуливаться с детьми.

    Настоятель храма протоиерей Александр Покрамович отслужил панихиду "о всех строителях, создателях сего храма, всех за веру и Отечество живот свой положивших, мученически погибшего ктитора, князя Иоанна Константиновича, протоиерея Сергия Червяковского, государя Павла Петровича, православных воинов, погибших в Великую Отечественную войну". Был совершен молебен новомученикам Российским и святому преподобному Серафиму Вырицкому на месте дома, где жил старец-схимонах.
 
    Завершая крестный ход, отец Александр обратился к прихожанам, напомнив, что вид храма, в котором продолжаются восстановительные работы, "напоминает нам разрушенные храмины наших душ, и только Божия милость может помочь нам восстановить свою душу и сей храм".
 
    К пятилетию возрождения молитвенной жизни храм преобразился, здесь готовятся поставить пятый, последний купол. Стараниями Елены и Григория Ткачук, преподавателей Художественно-промышленного училища имени барона Александра Штиглица, устроен резной иконостас из красного дерева (его основная тема - процветший Крест Господень и виноградная лоза). 
 
    В начале 1912 года, в преддверии 300-летия Дома Романовых, великий князь Константин Константинович пожертвовал на окраине Павловского парка в дачном селении Тярлево "участок земли мерою до 600 кв.сажень, а Ея Императорское Высочество Великая княгиня Мария Павловна оказала денежную помощь на сооружение церкви". Белокаменная святыня была выдержана зодчим Александром Захаровым в традициях древней Псковско-Новгородской архитектуры. В 1937 году двадцатку и настоятеля, священномученика Сергия Червяковского, арестовали и расстреляли, а храм был закрыт и поруган. 
( На фото - вид храма в 1914 году.)
"Вода живая"
07.07.2008
Фото с сайта Храма в Тярлево
 -http://www.tyrlevo.orthodoxy.ru


* * *


Ольга Чернова                      

 В Тярлево, к новомученикам.O Chernova

Храм во имя Преображения Господня поселка Тярлево.

    
      «Я очень люблю Павловский парк. Он особенно хорош зи­мой, когда под белым покрывалом снега наиболее остро выде­ляются подъемы и спуски его бесконечно меняющегося ланд­шафта. А одетые в кружева инея или того же снега ели, кажется, нашептывают сказки былого, сказки из тех загадочных лет, ког­да по высохшей теперь реке Славянке приходили сюда из даль­них стран неведомые корабли. Побывайте там, обязательно по­бывайте, именно зимой, чтобы в тишине его спящих долин вспомнить дни вашей молодости, шепоты ваших несбывшихся надежд…»
     Это цитата из книги. диакона Спасо-Преображенского храма поселка Тярлево, о.Валентина Червяковского «Возвращение». Мы еще не раз обратимся к ней, словно к самому о.Валентину, потому что его жизнь неотделима и от царственно–прекрасного Павловска, и от чудного уголка Павловска - поселка Тярлево, - который примыкает к ограде парка. До 17-го года деревню Тярлево (по-фински Тялево) в основном населяли финны. Они жили в чистеньких и опрятных маленьких до­миках, а свою землю сдавали в аренду под строительство дач.
o Valentin     Место было престижным и популярным: рядом Павловские парк и дворец; театр - миниатюрная «Мариинка»; теннисный корт; цепь прудов с лодочными станциями, - поэтому дачи были дорогими и предназначались для состоятельной публики.
    
     В 1914 г. в поселке был  освящен Спасо-Преображенский храм (арх. А.А.Захаров), мемориальный, построенный в честь 300-летия  Дома Романовых. Его внешний облик напоминал о лучших образцах новгородско-псковского зодчества.
     Сегодня от глаз человеческих  его скрывает глухой бетонный забор объединения «Север», из-за которого видны только крест  да колокольня, - а в 1916 году Императрица  Александра Феодоровна писала Государю в Ставку.: «9 июня …Ольга <Великая Княжна Ольга Николаевна.> и я… в Тярлеве…вышли из экипажа, вошли в церковь, приложились к  Евангелию…Прелестный, уютный храм”. Словно жемчужина сиял он на бархатном фоне листвы парка и был так хорош, что Архитектурный совет Петербурга учредил вокруг него заповедную зону, дабы ничто не мешало видеть белокаменное диво. Невысокий  приходской  дом  да маленькая сторожка  располагались так  скромно и незаметно, что совсем не мешали обзору.
В иконостасе, резном, из темного дуба, помещались иконы, выполненные в древнерусском стиле, среди них – афонского письма, подаренные Государем Николаем П. В алтаре – образ Спасителя редкого извода –  со знаменем в руке.

      Память о.Валентина хранила отрадное воспоминание о Пасхальном  богослужении в Преображенском храме, настоятелем  которого с 1923 г был его отец, всеми любимый и уважаемый протоиерей о.Сергий Червяковский: «В Храме тиши­на. Наконец, из-за закрытых царских врат слышится сти­хира:
— Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небесах...
Открываются царские врата, в праздничных облачениях выходят отец и диакон Андрей Иванович, а стихиру подхваты­вает хор. Впереди хоругви, запрестольный крест, икона Божьей Матери...
Мы выходим из храма. Торжественное пение, огоньки све­чей, огоньки звезд... колокольного звона нет — он запрещен... Медленно идем вокруг стен Храма. Мироносицы впервые встретили воскресшего Спасителя вне стен Иерусалима, в вос­поминание этого и мы должны встретиться с Ним, еще не входя в Храм. Мы подходим к его закрытым дверям, настает минута тишины. Великая минута. На нас смотрит со стены колокольни Нерукотворный Спас...
-    Слава Святей Единосущней и Нераздельней Троице, - говорит отец. Он поднимает в правой руке зажженный трехсвечник... И этими словами начинается утреня еще перед
закрытыми дверьми церкви. Начинается она так потому, что и
жены мироносицы получили первую весть о воскрешении Гос­пода до входа в Его гробницу Hram v Tjarlevi, SPb
Мы входим в Храм. Все кажется мне каким-то особенным, как будто вижу я наш Храм в первый раз. В эти первые светлые минуты праздника с огромного полукружия алтарной стены «Богородица Нерушимая стена» говорит нашим открытым для всего возвышенного сердцам о всепрощении и любви.
А из-за престола благословляет Христос. Он в алом хитоне и голубом гиматии, с высоко поднятым красным знаменем в левой руке. Я никогда и нигде больше не видел изображение Христа с красным знаменем в руках. Может быть, это был сим­вол преддверия, надвигающегося на Русь страшного вре­мени... А кругом столько света, столько радости...
-    Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, - кажется поют стены Храма. Слева из огромного киота, как о милости к падшим, просит Господа склонившаяся фигура Божьей Матери. Это фамильная икона дома Романовых. Она привезена отцом из Царского Села из церкви Красного Креста. Справа в глубоком раздумье еще один Нерукотворный Спас — икона XVIII века. На ней Христос изображен с чубом. Эта икона из Запорожья, а Богородица Не­рушимая стена, четыре евангелиста в ветвях орнамента, «Моле­ние о чаше» в алтаре написаны заботами отца.
Служба захватывает меня. Сегодня она особенная. Сегодня она вся из радостных песнопений:

Христос Воскресе, - то и дело с амвона говорит отец.
Христос Воскресе, - вторит церковный хор.
Воистину Воскресе, — отвечает отцу весь Храм.

Но вот служба заканчивается. Мать зажигает в принесен­ном с собой фонаре свечу. Этот огонек из Храма она понесет домой. Мы втроем: я, отец и мать — выходим из церкви и ... и попадаем в другой мир. Кругом красные знамена, транспаран­ты, портреты «вождей» на домах и перекрестках улиц. Теперь мы опять в том мире, где ждет нас страх за каждый грядущий день.
Дома отец для матери и меня служит короткий молебен, говорит несколько ласковых слов…А потом мы долго сидим за столом, Пасха — один раз в году».

     Спасо-Преображенский храм  стал украшением и духовным центром самой молодой из летних царских резиденций.
     Начало Павловску положило радостное событие в семье Цесаревича Павла Петровича – рождение в 1777 году сына и наследника, будущего императора  Александра 1. Счастливая бабка, Императрица Екатерина П, подарила Павлу Петровичу 362 десятины земли вдоль речки Славянки с лесными угодьями, пашнями и двумя маленькими деревнями. Гости, посещавшие новый загородный дом семьи Императора Павла 1, отмечали «большую любезность, простоту и непринужденность» всех ее членов, а также их «благородство, достоинство и вкус».
Супруга Императора Павла Петровича, Императрица Мария Феодоровна (+1828),  ««величавая, ласковая и естественная, прекрасная без желания нравиться…»  и к тому же «самая трудолюбивая и занятая дама России» (граф де Сегюр) оставила Павловск младшему сыну, Великому Князю Михаилу Павловичу, а в дальнейшем, по ее завещанию, его наследовали нецарствующие сыновья династии Романовых.
     У Великого Князя Михаила Павловича (1798-1849) рождались только дочери, поэтому после его смерти Государь Николай 1 подарил Павловск своему сыну, Великому Князю Константину Николаевичу (1827-1892). С 1849 года и до эпохи переворотов семейство Константиновичей оставалось его владельцами, хранителями и благоукрасителями.

     Особенно Павловск был созвучен возвышенной душе сына Константина Николаевича, Великого Князя Константина Константиновича (1858-1915), до недавнего времени в основном известного как «поэт К.Р.». человека, замечательного во многих отношениях, «большого роста, с русой бородкой и очень красивыми руками, с длинными пальцами, покрытыми кольцами» (Гавриил Константинович), добросовестно и с полной самоотдачей исполнявшего массу ответственных должностей, среди которых – Президент Академии Наук, Главный начальник военно-учебных заведений России, командир знаменитого Преображенского полка. В своем родовом гнезде он ничего не менял, берег его тишину и красоту. И в нем же встретил свой последний день. 
     Великий Князь, сердцем, умом и душою будучи истинно русским и глубоко верующим человеком, конечно же не мог не откликнуться на просьбу тярлевской  дачевладелицы Екатерины Васильевны Бекетовой построить в селении храм.
      Для этой цели в 1912 году он подарил приходу участок  земли, а местные жители и Императорская  Семья с готовностью жертвовали средства (сама Екатерина Васильевна  внесла 1300 руб. серебром, сумму по тому времени очень немалую). Руководили строительством сыновья Константина  Константиновича, Князья Иоанн и Игорь.
 Иоанн Константинович стал первым ктитором Преображенского храма, специально для  него написал музыку “Милость Мира”.
     Дети Константина  Константиновича, а их было 9, с младенчества восприняли основополагающий принцип отца: «не изменяй высокому призванию и сей добро на родине своей» и его любовь к России, неотделимую от Православия и любви к Богу.
Самые  ранние  жизненные впечатления старших сыновей К.Р. – Иоанна и Гавриила Константиновичей - большой образ Владимирской Божией Матери, теплый огонек лампады перед Ней, вечерняя молитва в детской с обязательным присутствием родителей, русские няни, русская речь.
     6 ноября 1877 г. девятнадцатилетний Великий Князь записал в дневнике: «Высшая добродетель есть самопожертвование. Пример ее нам показал Христос Своей смертью…Быть может, когда мне удастся исполнить свое желание и я научусь жертвовать собой в пользу других, на том свете Господь вспомнит о моем старании подражать Ему и простит меня», -
Таким был он - такими же выросли его дети.
          В братской трапезной Сергиевой пустыни хранится письмо Августейших детей. Константина Константиновича настоятелю: «Петербург  6.05.1903г. Дорогой Батюшка! Узнав от Дяденьки (Великий Князь Димитрий Константинович,  расстрелянный в Петропавловской крепости в январе 1919 г. Прославлен РПЦЗ в лике святых в 1981 г.), что Вы хотите сделать в трапезной каменный пол, мы собрали, сколько могли, из наших карманных денег и просим Вас принять эту лепту и помолиться о болящих Гаврииле и Олеге. Просят Вашего благословения Иоанн, Татиана, Константин, Олег и Игорь».
     Пятеро сыновей Великого Князя ушли на фронт в Первую Мировую войну («братья Константиновичи хорошо служат», - говорили о них в полку);
любимый сын,  Князь  Олег Константинович (1892-1914)  скончался от ранения 29 сентября 1914 года. Трое  - новомученики - Князья Иоанн (1886-1918), Константин (1890-1918)  и Игорь (1894-1918) Константиновичи  прославлены Русской Православной Церковью за рубежом в лике святых в 1981 г.; 
старшая дочь – Татиана Константиновна, в монашестве Тамара (1890-1970 +1979 г.) закончила свои дни игуменьей Елеонской обители в Иерусалиме.

      Последний владелец Павловска, - Иоанн Константинович, - даже в этой глубоко религиозной семье выделялся  своей молитвенностью. Духовное возрастание привело его на путь, уникальный для Князя Крови Императорской, свидетельствующий, как о личном мужестве, так и об абсолютной преданности Господу: солдат Первой Мировой, защитник Отечества, Иоанн Константинович незадолго до ареста стал воином Христовым. Свой выбор он сделал в то время, когда сама мысль о духовном поприще была подвигом, а уж ее осуществление – настоящим героизмом и самоотречением.
 «Ты не видела Иоанчика в Иоан.монастыре ? - Он служил там диаконом и скоро будет священником…»- писала Государыня Александра Феодоровна   Анне Александровне Вырубовой  5 февраля 1918 г. из Тобольска.
    
     Братьев Князей Иоанна, Константина и Игоря Константиновичей вместе с другими членами Дома Романовых и Великой Княгиней  Елизаветой Феодоровной большевики сбросили живыми в алапаевскую шахту в ночь на 18 июля 1918 года. Их тела были вывезены из России и упокоены в склепе храма во имя Всех Святых, от века Богу угодивших, в Пекине 3-го апреля 1920 г.
В архиве младшей дочери Великого Князя Константина Константиновича, Княжны Веры Константиновны, хранилась записка иеромонаха Николая о перезахоронении мощей в начале октября 1943 г.
 Комиссия в составе 12 человек, состоявшая из  представителей эмигрантских комитетов, военных и общественных организаций и двух врачей - Свиридова и Бриля, составила Акт, в котором зафиксировано, что тела мучеников с многочисленными ранами, ушибами и кровоподтеками «не были повреждены тлением. Никакого запаха от них не было и на одежде не было плесени, хотя они пролежали 25 лет, причем несколько лет в дырявых гробах. В гробу Князя Игоря Константиновича нашли незабудку, она была свежа, как бы только сорвана в поле. Кожа у всех тел несколько потемнела и была как цвет сухого пшеничного зерна, что бывает от ветра и загара на солнце... Нетленные тела без всякого запаха и сохранившаяся незабудка в течение 25 лет - это преславное чудо Промысла Божия и указание нам, грешным, на то, что святые души рабов Своих - мучеников Господь принял в светлые Небесные Обители на вечное блаженство с Ангелами и всеми святыми Его Угодниками. Иеромонах НИКОЛАЙ .
15 ноября 1954 года. Обитель Святой Троицы.[Джорданвилль]»
 
     Нынешний настоятель Спасо-Преображенского храма, протоиерей о.Александр Покрамович, не сомневается, что o Alexsanderпридет время и святой образ последнего владельца Павловска, Князя Крови Императорской Иоанна Константиновича Романова, священномученика Иоанна, займет место в приделе храма, посвященного всем тярлевским новомученикам:
«Чем больше  узнаю о семье  Константина Константиновича, тем большим уважением проникаюсь к этим необыкновенным люди, поразительно одаренным  и духовно, и художественно. Наш храм -  воплощение их отношения к жизни.

Когда мы молитвенно поминаем Великого Князя и  его детей, то в ответ  всегда  ощущаем и их молитвенную отдачу: они за нас ходатайствуют так же, как преп.Серафим Вырицкий».

      В Тярлеве у Василия Николаевича Муравьева, будущего преп. Серафима Вырицкого,  совсем недалеко от храма была большая двухэтажная дача. После октябрьского переворота и до 1920 г. Василий Николаевич и его жена, Ольга Ивановна,  жили под ее кровом постоянно. До сих пор в садах местных жителей растет и дивно цветет сирень, пересаженная из их сада. Сейчас на месте  усадьбы преп. Серафима - футбольное поле. Приблизительно там, где стоял дом, установлен поклонный крест. Ежегодно к нему совершаются крестные ходы, и уже несколько лет существует традиция обходить крестным ходом все Тярлево.

     Преображенский храм был освящен 6 июля 1914 года, в день рождения Князя Иоанна Константиновича. Сначала он был приписным к придворной церкви во имя св.равноап. Марии Магдалины, в 1917 г. стал самостоятельным.
После революции его судьба типична, но усугублялась еще и тем, что исторические, культурные и духовные ценности, связанные  с Императорской фамилией, по словам Урицкого «вычеркивались одним росчерком пера» также,  как члены Дома Романовых из жизни. Он озвучил общее отношение к ним в разговоре с А.Р. Нестеровской –Романовой, женой второго сына Константина Константиновича, Гавриила Константиновича: «…Я ненавижу всех Романовых, ненавижу всю буржуазию …Теперь наступил наш час, и мы вам мстим, и жестоко!..» Слова не расходились с делом.  
     Официально церковь закрыли в 1939 году. В ней устроили клуб, но в него никто не ходил. Фактически церковь не действовала уже с 1937 года, с ареста о.Сергия Червяковского и церковной двадцатки. «Мой отец…никогда нигде, кроме церкви и дома, не бывал, ни с кем ни о чем, кроме церковных дел, не говорил. Кому он мешал? А аресты в 37-м у нас в деревне были поголов­ные. Кого только ни арестовывали! Отца арестовали в ночь на первое сентября…
Мать ходила, как помешанная, не заме­чая ни трамваев, ни автобусов и только чудом не попадая под транспорт. С сочувствием приходили к ней люди, которых она раньше совсем не знала. Отца любили.
…Арестованных держали в Павловске, и она <мать> ездила туда. Стояла там, не знаю, сколько ча­сов. Наконец их стали выводить. Отец вышел шатаясь. Поняла мать: опух, передвигается с трудом. Стали их в грузовую маши­ну сажать, а он залезть в нее не может, и подталкивали его при­кладами в неё....» (из книги «Возвращение»).
А дальше - высланная в Вышний Волочек умерла от рака мать о.Валентина. Отец получил десять лет без пра­ва переписки, то есть - расстрел. «Как же все это происходило?» - думаю я и как будто все это вижу наяву...Я представляю себе эту тюрьму...Доп­росы по ночам, издевательства, вонючая камера… Обовшивевшие или, как отец, распухшие заключенные еле передвигаются... В какой-то вечер дверь камеры открывается, вы­зывают…
А там лестницы, лестницы, лестницы, внутренний двор тюрьмы. Уже темно. Свежий воздух действует, как вино. Никто давно не дышал им. Холодно…Входят в машину. Дверь захлопывается, щелка­ет замок. Машина идет, идет, казалось, бесконечно долго идет, потом начинает подпрыгивать на ухабах,  наконец, останавливается:
-    Выходи, вражьи души!
Охранники грубы и молчаливы. Может быть, потому они так грубы, что знают, что сейчас будут убивать ни в чем не по­винных людей; и хотя это их работа, и повторяется она изо дня в день, но к это­му привыкнуть нельзя!..
«Вражьи души» – это бывший камергер двора Его Императорского величества, два священника, бывший управляющий хозяйством ВК Константина Константиновича и бывший торговец…О чем думают они в эти последние минуты, о чем вспоминают они? Это знает один Господь Бог!....А напротив них становятся те, кто должен их убить …Выстрелы, выстрелы, выстрелы, и дергающиеся в траншее тела…Господи!» (из книги «Возвращение»)
     В 56-м г. о.Сергия Червяковского реабилитировали. А еще через 30 лет о.Валентин узнал, что он среди сорока ты­сяч таких же без всякой вины убиенных лежит в Левашовской пустоши.
     Он побывал там: «... Электричка, полустанок, выжженная солнцем дорога и, наконец, длинный, бесконечно длинный и неприветливый зеленый забор.
Увидел я сиротливые ели, обычный, ничем не примеча­тельный еловый лес. Могил нет. Все сровнено с землей. На вет­вях деревьев фотографии. На некоторых надписи. С них смот­рела одна интеллигенция: штатские, военные, русские офице­ры — гордость России. Шумел ветер, и ели чуть заметно пока­чивались, будто стараясь скрыть от всех одним им известную тайну. И мертвящая тишина. Только с высоты бесконечных не­бес, через серые, закрывающие небо тучи, как благословение их, на эту безрадостную землю прорывалась узкая полоса еле видимого света, и казалось, что откуда-то из далей Вселенной, вместе с этими лучами солнца несется к земле тихий, заупокой­ный, никем не слышимый колокольный звон.
Сорок тысяч безвинно убиенных!.. Такими путями страна двигалась к победе коммунизма…»(из книги «Возвращение»).
     После ареста о.Сергия в церкви появился новый священник. Но ненадолго: вероятно, его тоже арестовали. Храм закрыли окончательно. В 1946 году  он оказался частью предприятия «Север».
 
     Давно известно: разрушать – не строить. В соответствии с обычной практикой временщиков и захватчиков, новыеHram v Tjarlevo хозяева не считали нужным беречь  «национализированные до основания» монастыри и церкви,  дворцы и усадьбы: ОАО «Север» тут не исключение. Предприятие внесло выдающийся вклад в сохранение памятника архитектуры: храм был доведен до полной разрухи, уничтожены звонница и все пять главок.
     А потом, когда пришли те, кто решился тяжкими  трудами, потом и кровью поднимать руины, возрождать Красоту его руководство учиняло им мыслимые и немыслимые препятствия:
в 1994 году о.Валентин,  по благословению митрополита Иоанна (Снычева),  собрал  инициативную группу по возвращению храма Русской Православной церкви. Верующим он был передан 31 июля 1998 г., но «северяне» не пожелали признать новых соседей и до августа 2002 г. бдительно обороняли проходную – единственно возможную тогда дорогу к нему.
 «Завод, слава Богу, не мог воспрепятствовать передаче храма, - вспоминает о.Александр, -   Но представляете, что получилось: они говорят - ну как вы попадете в храм? Никак! Мы вас не пустим на территорию. И вот, храм был передан, а люди молились там вот за стеночкой, молебен служили на Преображение Господне».
     Люди молились, читали акафисты, служили  молебны у забора долгие годы, невзирая на погоду, удивление, насмешки: «Не пустим вас на территорию, пойте – не пойте!». Однако «зазаборная осада» окончилась так, как и должна была окончиться – сдались доблестные защитники «Севера», в который уж раз подтвердив своим поражением, что «не в силе Бог, а в правде». Первый молебен в  храме состоялся 19 августа 2002 года, в праздник Преображения Господня, но постоянные богослужения в нем были невозможны, - и первую Литургию о.Александр служил в Вербное воскресенье 20 апреля 2003 г.
До сего времени  земля, на которой расположен храм – та самая,  на которую имеются все нужные документы, в том числе заверенная ГИОПом справка о землеотводе В.К.Константином Константиновичем «участка, мерою до 600 кв.сажень», храму не принадлежит. Выход предлагается единственный – выкупить землю за огромные деньги у собственника, каковым является давно приватизированный «Север» и каковых у храма, естественно, нет.  
 
     Бескомпромиссную позицию по отношению к тярлевскому храму занял и наша гордость, великолепный Эрмитаж, в котором ныне находятся иконы из дореволюционного иконостаса (исчезнувшего без следа), подаренные Государем Николаем П. Музейщики подтвердили, что иконы, действительно, ценные, древние и афонские, но иконы-то есть, разъяснили они о.Александру,  а актов об их изъятии почему-то нет. А потому, данное  «имущество» храму не принадлежит, а пребывало в нем до революции на правах «временной экспозиции» (!). Более того, иконы не показывают и не разрешают сделать копии.  Прямо скажем,  точка зрения профессиональна до предела.

  «Служить в разоренных, поруганных  храмах очень тяжело, враг в таком месте укореняется прочно, - говорит О.Александр, - но здесь – наоборот. В храме, который строили святые, по точному определению одного нашего современника, мы постоянно чувствуем их молитвенное предстательство. А уж чудес столько, сколько и не видел никогда. Постоянно приходят самые разные  люди и предлагают помощь».
     Храм,  как это было всего лишь пару лет назад, уже не похож на выстоявшего, но едва ли не смертельно раненного воина: он преображается на глазах и преображает пространство и души всех тех, кто в него приходит. Внутри - побелены стены, настелены полы. Вместо недавней мешковины - иконостас. Заново создана отопительная система. На снежно-белой колокольне вновь звонят колокола.
     В праздники и воскресные дни на исповедь к о.Александру выстраиваются очереди, и это нисколько не удивляет тех, кто хотя бы раз встретился с ним:  батюшка, перегруженный сверх всякой меры, поднимающий собственную немалую семью – детей у него десять и внуки уже есть, углубленно-сосредоточенный  на молитве, каждого встречает улыбкой, полон доброты и участия. Все  жестче жизнь, все меньше в ней тепла, а у о.Александра  запасы любви неисчерпаемы.
     Редкостные отношения связывали о.Александра с диаконом о.Валентином - надо было слышать, с какой нежностью говорил он о своем настоятеле.
 Внешний облик о.диакона полностью соответствовал внутренней сути – он был  олицетворение кротости и всепрощения: «Забылось, или почти забылось все, что терзало душу в те трудные годы. Но остались в памяти встречи с не­забываемыми  людьми, с которыми столкну­ла судьба …и с теми, кого, несмотря ни на что, вспоминаю я с уважением и теплым чувством — с Аркадием Михайлови­чем (друг, который предал его- прим.авт.), начальником спецлагеря, следователем капита­ном и с многими другими, совершенно разными, но сто­ящими, чтобы о них помнили, людьми, которых так много на русской земле...» (из книги «Возвращение»).
     Он сам был одним из тех, говоря его же словами, не­забываемых русских  людей, кто пережив горе потери всех близких, неся десятилетиями клеймо «сына врага народа»,  испытав голод, пройдя советский концлагерь, узнав предательство,- не сломался. Наоборот, испытания укрепляли веру, а она помогала преодолевать  их  – Валентин Сергеевич стал кандидатом наук, доцентом, преподавателем вуза. В 1994 году принял рукоположение во диаконы, в 2002 году с помощью немецкого благотворителя издал автобиографическую книгу «Возвращение», написанную прекрасным русским языком, - настоящий «нерукотворный памятник» трагической истории его собственной семьи, его родного Царского Села, и всей России.
     За несколько месяцев до кончины о.Валентин  закончил книгу по своей светской специальности, посвященную скульптурным рельефам. Успел получить положительный отзыв от Русского музея, но печалился, что нет возможности издать ее.
      В 83 года, очень больной и слабый, он неукоснительно каждое воскресенье добирался из Петербурга в Павловск, и с неожиданной силой звучал на Литургии его голос. О.диакон исполнил завет умиравшей в ссылке мамы: если вновь будут открываться церкви, то вернуться в отцовский храм и служить в том же алтаре, из которого ушел на свою Голгофу о.Сергий.
     Отец диакон Валентин Червяковский почил  14 июля 2006 г.По старинной православной традиции в Тярлеве собирают средства, чтобы в память о нем отлить  для звонницы самый большой колокол.
Вечная ему память…

3 окт.1881 г. поэт К.Р. написал:

Но ты, не помня горькой доли,
Как знаменосец в ратном поле,
Иди с хоругвею своей,
Иди вперед, иди смелей…

     Великий Князь Константин Константинович посвятил стихотворение любимому брату и другу, Великому Князю Сергию Александровичу, но оно словно напрямую обращено к о.Александру, о.Валентину и всем, кто  споспешествует тому, чтобы  Спасо-Преображенский храм-памятник, который строили великие русские прославленные и пока еще непрославленные святые, вновь восстал во всей своей красе.

     А это обязательно будет, потому что в предрождественские дни 2005 г. тярлевцы получили чудесное знамение  грядущей победы: над входом в храм был обретен считавшийся утраченным образ Спаса Нерукотворенного. Когда по приказу властей росписи уничтожали, видно, не поднялась рука у кого-то из рабочих, посланных сбивать фрески, воспротивилась живая душа. Человек просто замазал икону цементом, который надежно уберегал ее в советские десятилетия, но легко обвалился, когда стали сбивать штукатурку.

     И  потрясенные люди  близко-близко увидели глаза Спасителя …


Spas

      .         
* * *

Верные

 О тех, кто не предал Царственных Мучеников.


«…Нет ничего светлее души, которая удостоилась потерпеть за Христа
 что-либо кажущееся для нас страшным и невыносимым.
Как крещаемые – водою, так претерпевающие мученичество,омываются
собственною кровью.
И здесь Дух витает с великим обилием».
Свт. Иоанн Златоуст

СВЯТЫЕ  ЦАРСТВЕННЫЕ  СТРАСТОТЕРПЦЫ

Николай П Александрович ,Февраль

Николай П Александрович ( 6/19 мая 1868- 17 июля 1918) -  сын Императора Александра Ш и Императрицы Марии Феодоровны. Государь Император Всероссийский с 1894 г. Святой страстотерпец и Царь-мученик.

Александра Феодоровна (25мая/7 июня 1872-17 июля 1918) -  дочь Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига 1У и Великой герцогини Алисы, любимая внучка английской королевы Виктории. С 1894 г. русская Императрица, супруга Государя Императора Николая П Александровича. Святая страстотерпица Александра Новая.

Алексей Николаевич (30июля/12 августа 1904-17 июля 1918) - Наследник Цесаревич и Великий Князь, сын Государя Императора Николая П и Императрицы Александры Феодоровны. Святой страстотерпец Алексий.


Ольга Николаевна (3/16 ноября 1895- 17 июля1918) - Великая Княжна, старшая дочь Императора Николая П и Императрицы Александры Феодоровны.  Святая страстотерпица Ольга.


Татьяна Николаевна (29мая/11 июня 1897-17 июля 1918) - Великая Княжна, вторая дочь Императора Николая П и Императрицы Александры Феодоровны.. Святая страстотерпица Татиана.


Мария  Николаевна (14/27 июня 1899-17 июля 1918) - Великая Княжна, третья дочь Императора Николая П и Императрицы Александры Феодоровны., святая страстотерпица Мария.
   
Анастасия Николаевна (5/18 июня 1901 -17 июля 1918) - Великая Княжна, младшая дочь Императора Николая П и Императрицы Александры Феодоровны, святая страстотерпица Анастасия.


Непереносимо тяжело углубляться в историю  последних месяцев жизни Царской Семьи. Вокруг Государя – трусость, измена, ложь. Тех, кто предал – много. Тех, кто мучил, издевался и убивал -  много. И потому так хотелось узнать о других, немногих, кто  остался верен до конца. Утешиться  тем, что Семья не осталась в полном одиночестве, что рядом были люди, которые скрасили и разделили с Ними страдания последних 17-ти месяцев жизни.

Путь самоотречения  каждый из них не только завершил, но и начинал  с  личной жертвы: доктор Боткин оставил своих детей круглыми сиротами, ему некому, кроме Бога, поручить их;  воспитатель Цесаревича Жильяр и учитель Гиббс, швейцарский и английский подданные, вместо возвращения на родину едут в такую страшную для иностранцев Сибирь; молодая графиня Гендрикова, оставив за воротами Александровского дворца богатство, родных, шанс на спасение, счастлива, что успела стать  арестованной. У них у всех нашлись бы причины покинуть Семью, и, конечно,  Царственные Узники поняли бы их и благословили. Но в том-то и дело, что эти Люди не раздумывали – высший долг вел их и был сильнее родственных связей, ностальгии или любых других по-человечески извинительных обстоятельств. Ради Святой Семьи они  не только  предпочли   заключение – свободе и смерть – жизни, каждый из них стремился принять на свои плечи  краешек Их Креста.

За близость к Августейшей Семье большевиками были убиты: фрейлина графиня Анастасия Васильевна Гендрикова, гоф-лектриса Екатерина Адольфовна Шнейдер, генерал-адъютант Илья Леонидович Татищев, гофмаршал князь Василий Александрович Долгоруков, доктор Евгений Сергеевич Боткин, комнатная девушка Анна Степановна Демидова, дядька Наследника Клементий  Григорьевич Нагорный, камердинер Иван Дмитриевич Седнев, камердинер Алексей Егорович Трупп, повар Иван Михайлович Харитонов, и, вероятно, много других, о которых мы еще не знаем.

Оставшихся в живых  после событий 1918 года -  баронессу Софию Карловну Буксгевден, преподавателей Пьера  Жильяра и Чарльза Гиббса, камердинеров Алексея Андреевича Волкова и  Терентия Ивановича Чемодурова; учительницу Клавдию Михайловну Битнер и полковника Евгения Степановича Кобылинского - Господь сохранил, чтобы они свидетельствовали, как сильны христианской верой и любовью к своей стране были Царственные Мученики, и как “положили душу свою за други своя” не покинувшие Их приближенные.

по : О.Чернова. " Верные.
 О тех, кто не предал Царственных Мучеников".

Е.С.Боткин
Евгений Сергеевич Боткин (1865-1918)
– лейб-медик и семейный врач Императора Николая II,
приват-доцент ВМА, святой мученик Евгений,
прославлен в лике святых РПЗЦ в 1981 году.
Ч.С.Гиббс
Чарльз Сидней Гиббс (1876-1963)
– английский подданный.
Окончил Кембриджский университет по специальности "Искусствознание", приехал в Россию весной 1901 г. Президент Санкт-Петербургской гильдии преподавателей английского языка.
Ру­ководитель ряда курсов по изучению новых языков при Императорском Училище правоведения. Учитель английского языка Августейших Детей.
Н.Я.Седов
Николай  Яковлевич Седов (Архимандрит Серафим).
(1896- после 1968? ) – штабс-ротмистр Крымского конного Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны полка.

«Прошло уже 10 лет с того дня, как я виделся в последний раз с моим однополчанином и другом. Как часто вспоминаю я этого рыцаря без страха и упрека, искренно и бескорыстно преданного Их Величествам!» (С.В.Марков)


Голгофа











 "Верные.
 О тех, кто не предал Царственных Мучеников".

О.Чернова.








Первая книга издательства "Сатисъ": О. Чернова "Верные до смерти" вышла в 2007 году.

В настоящее время издательство "Русский хронограф" готовит к выпуску второе, расширенное и дополненное издание книги под новым названием "Верные... О тех, кто не предал царственных мучеников"

Данную книгу выразили желание печатать также и на английском языке.

                                                                 
+ + +

Отче  Серафиме, моли Бога о нас !






© 2005-2012  serafim.com.ru.
Все права защищены



Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Rambler's Top100