Череда
памятных
мероприятий связана с двумя датами :
в 2009 году исполнилось 60 лет со дня кончины, а в 2010-м отмечается 10-летие прославления подвижника XX века. Оргкомитет юбилейной программы возглавил епископ Выборгский Назарий. Программу мероприятий откроет церемония занесения имени святого Серафима Вырицкого в Золотую книгу Санкт-Петербурга. В епархии будут выпущены памятные издания, в том числе юбилейный акафист святому Серафиму, его наиболее полное житие, путеводитель по местам его жизни. Намечено проведение научно-церковной конференции «Духовное наследие Серафима Вырицкого» и тематического вечера-концерта памяти святого в середине января 2010 года в Большом драматическом театре. Конкурс детского рисунка будет проведен в художественных и воскресных школах Гатчинского района. В начале апреля 2010 года торжественные мероприятия с архиерейскими богослужениями и крестным ходом пройдут в Вырице, где прошли последние годы земной жизни святого, и где он был упокоен. «Вода
живая» - Официальное издание
Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви 05.09.2009 прп.Серафим
Вырицкий в Золотой Книге Санкт-Петербурга
Лауреатами
"Золотой
Книги" становятся частные лица и организации, которые
своими делами
принесли пользу городу и оставили след в его истории.
В их честь проводятся торжественные награждения и чествования, их имена заносят в Фолиант Золотой Книги Санкт-Петербурга.
Из
истории Золотой Книги
В 1994 году с предложением создать Золотую Книгу Санкт-Петербурга выступила инициативная группа комиссии по культуре Общественной Палаты при Представителе Президента РФ в Санкт-Петербурге. Силами Клуба меценатов был разработан комплексный, долгосрочный проект, получивший название "Летопись Славы Великого города в именах и деяниях – Золотая Книга Санкт-Петербурга". Для реализации проекта было специально создано, учреждено (22.04 1995 г.) и зарегистрировано Управлением юстиции СПб (22.05 1995 г.) одноименное проекту Общественное объединение "Золотая Книга Санкт-Петербурга". Цель Золотой Книги – формирование высоких нравственных ориентиров и общественных ценностей. Создание Золотой Книги Санкт-Петербурга – это попытка формирования общественного института Имени а также стремление воплотить главную идею Золотой Книги Российской Империи – популяризация и прославление благих дел и благодарение людей их совершающих. Золотая Книга Санкт-Петербурга, через создание образа Гражданина Великого города, достойного уважения и подражания, призвана развить и сделать нормой личную ответственность за судьбу страны и города, а также воспитать вкус причастности к процветанию Санкт-Петербурга, развитию общероссийского и международного статуса, сохранению и умножению его традиций. ЗОЛОТАЯ КНИГА – это своего рода летопись свершений и имен, оставивших след в истории САНКТ-ПЕТЕРБУРГА,
России и мира.
ЗОЛОТАЯ КНИГА – это продолжение традиций воздаяния славой за деяния и труды, свершенные и совершаемые на благо людей. ЗОЛОТАЯ КНИГА – это символ духовности, культуры и величия САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Попытаться осмыслить роль великих и выдающихся людей в истории, зафиксировать понимание этой роли и создать памятник "в назидание потомству" – именно эту традицию русской культуры продолжает Золотая Книга Санкт-Петербурга, наследница Золотой Книги Российской Империи. * * *
Золотая Книга и имя Города. В душе каждого петербуржца бережно хранится образ родного Города. Это любимые дома и улицы, сады и парки, белые ночи, легенды и мифы. Есть в Санкт-Петербурге "особенная стать", которая выражена не только в его архитектуре (а это первый русский город, который строился по четкому плану), но и в предназначенной Городу особой роли в истории и культуре России и человечества. Что есть Петербург – вторая столица России, бывшая столица или провинция? Знаменитое "окно в Европу" или из Европы в Россию? Каким будет наш город завтра? На все эти вопросы невозможно ответить, не проанализировав весь 300-летний путь развития Санкт-Петербурга, города святого Петра, чье имя как-то незаметно история подменила именем императора – создателя города – Петра I. Феномен Петербурга – это тема многочисленных томов исследований. С ним связаны и метаморфозы его имени Так, например, в 1914 году город был переименован в Петроград, а в 1918 году Санкт-Петербург потерял статус столицы. В 1924 году – еще одно переименование – Ленинград. Новое имя – новая советская история, в которую черным по красному вписаны 900 трагических и великих дней блокады. В 1991 году, 6 сентября городу, первому в постсоветский период истории России, возвращено его исконное имя – Санкт-Петербург. С возвращением имени городу стало возможным создание Золотой Книги Санкт-Петербурга. Имя возвращено, однако история требует нового смысла, новых идей, развивающих вековые традиции и духовные ценности России. Одним из современных практических дел, способных объединить людей, любящих Санкт-Петербург, помочь им и Городу выявить лучшие достижения своих горожан, увековечить эти достижения и их создателей, рассказать о них всем, кто желает слышать – является создание Золотой Книги Санкт-Петербурга – своеобразной летописи Славы Великого города в именах и деяниях. Фолиант – основной и главный символ Золотой Книги Санкт-Петербурга – это Книга внушительных размеров, изготовленная ручным способом в единственном экземпляре мастерами Академической типографии "Наука" РАН. Эта честь – изготовить Фолиант – была предоставлена типографии "Наука" за ее огромный вклад в книгопечатное дело. Фолиант является общественным достоянием и используется в городской жизни, как один из символов Санкт-Петербурга: – в церемониях чествовании лауреатов Золотой Книги; – во время празднования Дня города и особо значимых торжествах; – в мероприятиях международного значения. В Фолиант ежегодно рукописным образом заносятся имена лауреатов Золотой Книги, а в Листы Памяти Фолианта вписываются имена наших предков, своими деяниями прославивших Град Святого Петра и сохранившихся в памяти народной. Воспоминание о Василие Николаевиче Муравьеве,прп.Серафиме ВырицкомУважаемые соотечественники,почитатели светлой памяти Василия Николаевича Муравьева – прп.Серафима Вырицкого ! Сегодня, вписываем на вечные времена имя прп.Серафима Вырицкого в Золотую Книгу Санкт-Петербурга рядом с такими достойными радетелями Отечества как Александр Невский и праведный Иоанн Кронштадтский, рядом с такими знаковыми для нас как спасительная Дорога Жизни и Ксения Петербургская. Все это наше достояние, наша история, то, что есть и будет образцом верности для нас. Кем был прп.Серафим Вырицкий, приехавший в столичный Петербург на заработки 10-летним мальчиком из Ярославской губернии, деревни Вахромеево, после ранней смерти отца, и определенный в Гостинный Двор как мальчик по разносу товаров. Но будучи усердным и честным он быстро завоевал заслуженное доверие хозяина, освоил премудрости товара и торговли и уже через несколько лет стал приказчиком в магазине, а потом и старшим приказчиком – правой рукой хозяина. К этому времени он получит и высшее экономическое образование, успешно окончив Высшие Коммерческие курсы. Пришло время создать семью. Духовник, старец Варнава из Гефсиманского скита, ныне преподобный, много лет окормлявший духовно Василия Николаевича, благословил Василия и Ольгу, тоже ярославскую, на брак. Это была истинная любовь. Большая любовь. К этому времени Василий Николаевич открывает собственное дело, становится купцом 2-й гильдии в столице, а вскоре уже в числе 5-и самых успешных мехоторговцев. Он активный член Общества для распространения коммерческих знаний в России, Ярославского Благотворительного Общества, постоянно помогает нуждающимся, отделяет и немалую часть своих доходов на нужды монастырей. Успешно развивается купеческое дело, в дружной семье растет сын Николай – гимназист в Царско-Сельской Императорской Николаевской гимназии. Но тяга с ранних лет ко служению Господу только крепнет. Не стал богатый купец, миллионщик, рабом прибыли, а хозяином и распоредителем доходов. Радетелем о ближних. Еще в первые годы пребывания в столице, Василий просит принять его в братию Александро-Невской лавры, но лаврский старец сказал ему тогда, что предстоит тебе долгий путь в миру, создание семьи, а там уж как Господь даст. И вот наступают смутные времена в Отечестве. Многие богатые предприниматели переводят свои капиталы заграницу, уезжают и сами в более спокойные края. Мог бы так поступить и Василий Муравьев, но он и не помышляет покинуть Отечество. Закрывает свое успешное дело, рассчитывается щедро со служащими, и раздает ВСЕ свое достояние в монастыри. Ничего не оставляя себе. Лишь смиренно просит в эти, труднейшие для иночества годы гонений, принять его в братию Лавры, а супруга Ольга в Новодевичий Петроградский манастырь. И по обоюдному согласию принимают постриг. Василий Николаевич – с именем Варнава, в память о своем духовном наставнике Варнаве Гефсиманском, а Ольга Ивановна – с именем Христина. Так допустил Господь в самое суровое время испытаний исполнение их заветной мечты – служение Богу. Суровые годы, тяжкий монастырский труд и непрестанная молитва. Море горя вокруг. И для всех открыто любящее сердце о.Варнавы, принявшего перед возложением на него послушания духовника Лавры, великую схиму с наречением имени Серафим, в память прп.Серафима Саровского. Монахиня Христина принимает схиму с именем Серафима. Нескончаем поток людской к иеросхимонаху Серафиму. Однажды зимой он непрерывно в течении двух суток ведет исповедь страждущих, стоя на холодном каменном полу Свято-Троицкого собора. Наступившая болезнь сковывает ноги и тело так, что без помощи он уже не смог сдвинуться с каменного пола в храме. Суровая болезнь – новое испытание, принято кротко. Но врачи настаивают срочно выехать из города в более подходящий климат, рекомендуя пригородную Вырицу. Петербургский митрополит Серафим /Чичагов/, сам в миру бывший врачем, благословляет выезд. Решение владыки непоколебимо. Благословляет он и отъезд в Вырицу схимонахини Серафимы с юной насельницей Маргаритой. Петроградский пригород Вырица становится последним пристанищем прп.Серафима. По приезду в Вырицу, собрав последние силы, о.Серафим отслужил литургию в Вырицком Казанском храме, прихожанином которого он числит себя теперь. Вся жизнь схимника – молитва и малая келия. Но поток людей нескончаем. И каждого он встречает как единственного, укрепляя в вере, помогая в нескончаемых бедах и горе. Его дар безграничной любви к людям наверное был даром от Господа и лекарством страждущим душам. Близится война. Иеросхимонах Серафим усиливает принятое на себя моление на камне о спасении Отечества. Из последних сил, больной, едва передвигающийся с чужой помощью, он ежедневно, сколько есть сил, часами в молитве. Тайно от глаз, вознеся ко Господу руки и сердце в молитве, в саду на камне. К месту моления его вели под руки, а иногда просто несли. Этому и поверить-то трудно, но близкие тому свидетели, как и его упорству в любую погоду исполнить обет, насколько хватало сил. Даже не знают – спит ли он, постоянно пребывая в молитве или принимая нуждающихся в опоре. Но самое поразительное – это великая кротость, никаких жалоб, лишь ласковый его голос несет любовь и надежду. И никаких нареканий никому, ни за что. Даже людей злых, недобрых, он считает лишь больными, больными в душе. Еще при жизни о.Серафим многим говорил, чтобы приходили к нему на могилку, говорили с ним как с живым – и я помогу Вам. И идут, и просят, и помогает. И сейчас, дар, данный Господом, дар открытого храма в сердце – для всех открыт. Вот так, пройдя долгий и трудный путь от бедного ярославского мальчика, через богатого столичного купца к духовнику, схимнику и молитвеннику за Отечество – был путь того, чье имя сегодня принимает навечно Золотая Книга. * * *
Вехи
истории:
* * * 2009 год – 60-летие преставления преподобного Серафима Вырицкого. Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев) родился 31.03. 1866 года в деревне Вахромеево Арефинской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии. 1 апреля 1866 года при крещении он был назван Василием в честь преподобного Василия Нового, исповедника. 3 апреля 1949 года Серафим Вырицкий отошел к Вечности – в день празднования Вос-крешения праведного Лазаря, предваряющий праздник Входа Господня в Иерусалим, Град небесный – горний Иерусалим – распахнул свои врата пред новым небожителем. 2010 год – 10-летие канонизации Серафима Вырицкого. Серафим Вырицкий канонизирован в 2000 году на Архиерейском Соборе Русской право-славной церкви. 1 октября 2000 года прославлен в Санкт-Петербургской епархии. В 2000 году над могилой прп. Серафима была воздвигнута деревянная часовня. Основные темы Программы: ■ Преподобный Серафим Вырицкий – небесный покровитель торговли и предпринима-тельства. «Торговая деятельность для Василия Муравьева была не способом умножения капитала, а необходимым средством для оказания помощи Церкви и ближним». ■ Василий Муравьев – действительный член Общества для распространения коммерческих знаний в России. Патриотизм и радение об экономическом развитии государства. ■ Благотворительная деятельность Василия Николаевича Муравьева. ■ Василий Муравьев – действительный член Ярославского благотворительного общества (jдно из крупнейших в России). Постоянными участниками общества являлись многие из-вестные в то время иерархи и деятели Русской Православной Церкви, включая отца Ио-анна Кронштадтского. ■ Отец Варнава (Серафим Вырицкий) и Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра – духовник святой обители, член Духовного Собора Лавры. ■ Молитвенное стояние отца Серафима о сохранении града Святого Апостола Петра от вражеского порабощения в годы Великой Отечественной войны. ■ Эстафета молитвенного заступничества за Россию: от праведного Иоанна Кронштадт-ского к преподобному Серафиму Вырицкому. Базовые мероприятия Программы: ■ Торжественная церемония, посвященная занесению имени Серафима Вырицкого в Летопись Славы Великого города – Золотую Книгу Санкт-Петербурга. ■ Научно-церковная конференция «Духовное наследие Серафима Вырицкого. ■ Конкурс детского рисунка будет проведен в художественных и воскресных школах Гатчинского района с последующим выпуском книги детского рисунка, посвященной Се-рафиму Вырицкому. ■ Торжественный «Серафимовский вечер – концерт». Состоится 15 января 2010 года в Большом Драматическом театре в Санкт-Петербурге. ■ Торжественные мероприятия с архиерейским богослужением и крестным ходом. Пройдут в апреле 2010 года в Вырице, где прошли последние годы земной жизни святого, и где он был упокоен. В стадии подготовки следующие мероприятия Программы: ■ Торжественная церемония произведения памятной записи в Фолиант Золотой Книги, посвященной Серафиму Вырицкому. Церемонию планируется завершить праздничным концертом, в котором примут участие победители и обладатели премий Международного фестиваля современной православной духовной песни «Невские купола». Фестиваль проводится в Санкт-Петербурге с 2006 года по благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира под эгидой Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. Проведение церемонии и концерта планируется в Москве в Храме Христа Спасителя. ■ Встреча Святейшего Патриарха всея Руси Кирилла с представителями деловых кругов. Проведение встречи-форума планируется в Санкт-Петербурге в ЛЕНЭКСПО и го-товится совместно с Санкт-Петербургской Торгово-Промышленной палатой. ■ Выпуск памятного представительского издания, посвященного 60-летию светлой памяти Серафима Вырицкого. Подготовка и выпуск в свет этого издания осуществляется в рамках издательского проекта «Российская благотворительность: история и современность». Примечание: с более широкой информацией по теме Программы можно познакомиться на сайтах ее участников, в том числе на сайте http://serafim.com.ru © 2005-2012 serafim.com.ru. Все права защищены |