прп. Серафим Вырицкий

Преподобный Серафим, Вырицкий чудотворец



 



Поддержите сайт! (пожертвование)

Наша  Вырица

( из истории )


фото Бориса - http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=65914
река Оредеж, осень
(фото Бориса)



ДАЧНЫЙ ГРАД НА ОРЕДЕЖЕ

Р.РАНЦЕВ


Вырица

Деревня Вырица получила широкую известность во второй половине XIX века. В то время она входила в состав Рождественской волости Царскосельского уезда Санкт-Петербургской губернии. Позже это название получила обширная территория, расположенная в 60 километрах к югу от Санкт-Петербурга в огромной излучине реки Оредеж, в среднем ее течении. Высота над уровнем моря около 250 футов (76м). С севера на юг ее пересекала Москов-ско-Виндаво-Рыбинская железная дорога. А с запада на восток -шоссе Каушта-Выра, имеющее выходы на Московский и Белорусский тракты (ныне Московское и Киевское шоссе соответственно).

Территория современного поселка сформировалась на рубеже XIX - XX веков в результате слияния деревень Вырица и Ново-Петровская, населенного пункта Поселок и дачных поселков Княжеская Долина, Бор и Заречье (Михайловка). Чистая речная вода, сухие песчаные берега и огромный лесной массив, состоящий из сосновых и еловых боров, создали исключительно благоприятный микроклимат и привлекательные условия для дачного отдыха жителей Северной столицы. Некоторое время не хватало лишь удобного транспортного сообщения.
Первым поселением считается деревня Вырица. Она появилась на левом берегу Оредежа в 125 километрах от устья в те времена, когда реки не только обеспечивали людей пресной водой и запасами рыбы, но и выполняли важнейшую функцию транспортных артерий. Топоним Вырица принято производить от древнерусского выр, вырь -пучина, омут, место быстрого течения в реке, что вполне соответствует ее характеру. Версия прибалтийско-финского происхождения также связана с речными особенностями и означает практически то же самое: литовское vyrius - водоворот и финское via - водоворот, омут. Последнее практически совпадает с названием другого известного населенного пункта, который находится в тридцати километрах западнее и выше по течению. Это деревня Выра. Нетрудно вспомнить еще один однокоренной топоним: эстонский город Выру.
Однако спор о происхождении названия поселка этим не ограничивается. Существует еще одна версия, упоминаемая в краеведческой литературе. Ее сторонники приводят другой древнерусский корень -Вырей, что означает: сказочная страна древних славян, куда переселяются предки и птицы или славянский рай. Такое предположение должно подразумевать возникновение первого поселения в самом начале характерной излучины Оредежа задолго до восемнадцатого столетия. Согласно же первым исследованиям вырицких краеведов, деревню основали в 1717 году четыре семьи саратовских переселенцев. Некоторые из их потомков утверждают, что Вырица младше Петербурга всего на 3 года.

Следует заметить, что поволжские строители Северной столицы, бежавшие от непосильной работы на оредежские берега, пришли не совсем на пустое место. На топографической карте населенный пункт с названием Wiritza встречается в рукописном атласе отдела картографии БАН, который датирован 1699 годом. В этот период времени здешние земли входили в состав Ингерманлан-дии. Однако за двести лет до того в составе Никольско-Грезневского погоста существовала деревня Дверницы на реке Оредежи, которая упомянута в переписной оброчной книге Водской пятины 1499/1500 г.г. Известный в районе краевед Д. Рябов на основании собственных архивных исследований утверждает, что ее местоположение совпадает с Вырицей. Тем не менее, истинный возраст первого поселения на этом месте еще более почтенный. Дело в том, что в 1907 году на ее территории сотрудниками Археологического института был исследован могильник эпохи средневековья, который датируется Х-ХII в.в.

* * *

И все же существенное развитие населенного пункта под сегодняшним его названием следует отнести к тому периоду, когда здешние земли вернулись из-под Шведского владычества к России. Во всяком случае, в начале XVIII в. после окончания Северной войны в связи с необходимостью укрепления новых границ в районе пунктов Вырица и Поселок возникли военные форпосты, которые позже были преобразованы в оседлые лагерные поселения. В XIX веке эти земли были отданы на откуп. Одной из первых владелиц в начале столетия оказалась помещица Бороздина. В 1835 году деревня перешла к лейтенанту флота Линхарку, а в 1838 - Богдановой. В это время "Вырица относилась ко 2-му стану Царскосельского уезда Санкт-Петербургской губернии и насчитывала 83 человека местного населения". В сороковые годы Вырица принадлежала генералу жандармерии Федору Спиридоновичу Ракееву, выходцу из древнего небогатого дворянс-кого рода Смоленской губернии. "Число дворов составляло 16, число душ - 44". В 1837 году он сопровождал тело Пушкина в Святогорский монастырь. Одна из улиц поселка, ведущая от Сиверского шоссе к церкви Казанской Иконы Божией Матери, получила его имя и сохранила его до наших дней.
К середине XIX века Вырица все чаще стала обращать на себя внимание петербуржцев. И лишь отсутствие хороших дорог все еще сдерживало бурное развитие местности. И вот "В 1857 году приступлено к устройству нового проселочного шоссе, от дер. Каушты до Динабургского шоссе, по направлению к с. Выра, на протяжении 30 верст 192 пог. саж; с тем чтобы соединить Николаевскую и Варшавскую железные дороги...". Движение по новому шоссе было открыто только в 1859 году. Задержка возникла из-за двух мостов. Один из них, через ручей Тонози возле Сиверской, сгорел от бушевавших в тот год лесных пожаров. При строительстве другого "через р. Оредеж, близ д. Вырицы, на глубине русла оказался плитный грунт, не дозволивший забивки свай до проектной глубины; по сему составлен заме-нительный проект на постройку моста не на сваях, а на ряжах".
Уже в 1864 году появляется первое упоминание о Вырице как о значительном населенном пункте. Печатный справочник этого года гласит: "Вырица - деревня владельческая Рождественской волости Царскосельского уезда при реке Оредеж; число дворов 21, число жителей 124". Этот рост мог быть гораздо интенсивнее, если бы первая в России железная дорога, соединившая столицу с Царским Селом, не "застряла" в Павловске. Однако, стратегические интересы государства потребовали развития других направлений.
"В состав Майората, учрежденного Именным Высочайшим указом от 14/26 ноября 1845 г. в имении... Князя /П. X./ Витгенштейна" деревня Вырица была введена в мае 1869 года. От Ракеева она перешла к князю Петру Львовичу Витгенштейну. Впоследствии потомки знаменитого фельдмаршала, героя войны 1812 года, внесли немалый вклад в благоустройство вырицких земель. Промышленная заготовка леса началась здесь благодаря усилиям Петра Львовича, он же построил здесь лесопильную мельницу. В 1884 году произошло объединение населенных пунктов в сельские общества. При этом жители деревни Вырица вошли в состав Куровицкого сельского общества Рождественской волости Царскосельского уезда, а жители деревни Ново-Петровская - в состав Новопетровского с/о Лисинской волости того же уезда. В Вырице проживало 64 души мужского пола и 73 -женского, а в Ново-Петровской: 54 - мужского и 55 - женского.
В 1887 году скончался П. Л. Витгенштейн и д. Вырица перешла к его брату Федору (Фридриху), который часть своих земель отдал в аренду. Дачное строительство постепенно набирало обороты. Вокруг Вырицы и Ново-Петровской появлялись новые крупные землевладельцы, благо пустующих земель пока еще хватало. В 1901 году начинается строительство железной дороги от Павловска до Вырицы. Бывшая Царскосельская ж. д. получила новое название, теперь она стала Московско-Виндаво-Рыбинской. Строительство участка было завершено 1 августа 1904 года. Пассажирские поезда поначалу ходили один раз в неделю, при этом пассажиры были вынуждены делать пересадку в Царском Селе. Этого оказалось вполне достаточно для начала настоящего бума, вызванного "дачной лихорадкой" петербуржцев. В 1906 году было построено здание вокзала и основана станция. Первоначально ее предполагалось назвать Ново-Петровск, однако в окончательном варианте предпочтение было отдано наименованию Вырица, которое распространилось на все территории, прилегающие к станции.
Основатель общины христиан-трезвенников Иван Алексеевич Чуриков появился в Вырице в 1905 году. До этого крестьянин из Самарской губернии начинал читать свои проповеди о трезвости в башмачной мастерской на Лиговке в Петербурге. Известно, что его духовным наставником был отец Иоанн Кронштадтский. Проповеди И.Чурикова собирали большое количество людей и пользовались огромной популярностью. Однако со стороны властей, как светских, так и церковных, он подвергался постоянным гонениям. На его защиту были вынуждены встать Члены Государственной Думы, посетив его вВырице, где он основал колонию трезвенников.
10 сентября 1906 года в километре от станции, у Сиверского шоссе был заложен храм во имя святых апостолов Петра и Павла. Деревянная церковь строилась по проекту гражданского инженера Н. И. Котовича на средства местных дачевладельцев, среди которых "особо потрудились в этом деле В. П. Сомряков, Н. С. Ларин, К. К. Любомудров, И. А. Баусов, А. X. Ефремов и многие другие". "В архиве храма сохранились сведения о двух наиболее крупных пожертвованиях, внесенных главою местного общества трезвости И. А. Чуриковым, пожертвовавшим 100 серебряных рублей ... и работником Гознака Быстроумовым". Однако собранных средств для завершения строительства все же оказалось недостаточно. В августе 1907 года Церковно-строительная комиссия по построению храма была вынуждена обра-титься за денежной помощью в размере 1500 рублей в государеву канцелярию. Прошение было переправлено в Капитул Орденов, где и было удовлетворено, согласно резолюции.
Освящение нового храма состоялось в воскресенье 22 июня 1908 г. Об этом событии в двух номерах подряд сообщала церковная газета "Колокол": "Архитектура церкви изящна, проста, но художественна... Храм просторный, светлый, благолепно украшенный. Все украшения его: иконы, сосуды, облачения, колокола и пр. - жертвы отдельных лиц.... Чин освящения совершал местный Благочинный настоятель Царскосельского собора протоиерей А. И. Беляев... Администрация железной дороги дала в этот день для богомольцев специальную пару поездов".
В апреле 1907 года в семье А. X. Ефремова родился сын Иван -будущий ученый палеонтолог и писатель-фантаст. Его отец, "отслужив в лейб-гвардии Семеновском полку, не стал возвращаться в родное Поволжье, а решил выбиться в люди". Столичная жизнь поначалу ему была не по карману и он обосновался в Вырице, построив рядом со станцией "избу пятистенку". Арендовав у Витгенштейнов лесопилку, он занялся заготовкой и обработкой древесины. Многие старожилы считают именно его основателем деревообрабатывающего завода у деревни Вырицы, а подходившую к нему узкоколейку - Ефре-мовской веткой, позже это название закрепилось за улицей.

* * *
Дачная местность преображалась на глазах. Этому способствовали быстрый прогресс в обслуживании пассажиров железной дороги, усердие деловых людей и предпринимателей в делах благоустройства местности, не последнюю роль сыграла и реклама, которую нередко можно было встретить в различных столичных изданиях. В "Новом путеводителе Петербурга и его окрестностей" за 1909 год, а также в журнале "Огонек" за май месяц того же года, читаем: "Будущий город Вырица... Земельные участки... Вырица, поселок Заречье. 1,5 часа езды от С.-Петербурга; по имению проходит жел. дор. с пятью станциями, 9 пар поездов ежедневно. Проложено 18 верст шоссейных дорог, и 8 верст трамвая; церковь, телефон с С.-Петербургом, почта, аптека и все удобства. Берег чудной реки Оредеж оставлен в общественном пользовании...Будет строиться театр... продано уже более 2000 участков".
В имении Заречье по западную сторону от железной дороги продавались участки на территории, которую предполагалось преобразовать в Городок Сегаля. А. X. Ефремов занимался здесь прокладкой просек и строительством новых улиц, которым давал имена городов родного Поволжья: Самарская, Сызранская, Казанская, Нижегородская и т.п. Однако, наибольшую известность получил другой дачный поселок. Трамваем в "Путеводителе... "называли, видимо, конку по булыжной мостовой. Ее маршрут начинался у конторы по продаже земельных участков в "Княжеской Долине" владения Светлейшего Князя Г. Ф. Сайн-Витгенштейн. Деревянное здание конторы находится почти напротив вокзала, возле пассажирской платформы, к которой прибывают поезда из Петербурга, сегодня это угол Коммунального проспекта (бывший Магистральный) и улицы 1 Мая. Расстояние до центра новой дачной местности в 1 1/4 версты приезжающие преодолевали при помощи "собственной конно-железной дороги", которая была проложена по Магистральному проспекту.
Рекламные листовки, которые можно было получить в конторе, сообщали потенциальным покупателям, что в дачном поселке "Вводится образцовое благоустройство... Кроме конки устраивается множество удобных проездных дорог. На всех улицах имеются хорошие пешеходные панели. Для общего пользования оставлены: большой парк и пешеходная дорожка протяжением около 3 верст вдоль всего живописного берега реки Оредеж. На главных перекрестках улиц устраиваются общественные колодцы, устанавливаются фонари усовершенствованного образца, на реке строятся общественные купальни, оставлены также места для лодочных пристаней, имеется прекрасная ключевая вода". Покой дачевладельцев оберегался соответствующими распоряжениями: "В "Княжеской Долине" запрещено строить фабрики, заводы и открывать заведения с продажею крепких напитков". В 1910 году покупателям было предложено около 700 участков.

* * *
Церковно-приходская школа в Вырице существовала с 1900 года. К 1911 гражданскому году в ней обучалось 32 мальчика и 32 девочки. В 1910 году было организовано Вырицкое Школьное Общество, целью которого стало строительство Торговой школы. Поскольку готового здания для учебного заведения не имелось, А. X. Ефремов и М. Э. Сегаль предложили здание собственной конторы для нужд "школы бесплатно на 1 год с отоплением, предоставляемым А. X. Ефремовым". Здание конторы находилось как раз напротив вокзала ст. Вырица. 19 сентября после молебна школа была объявлена открытой. Учащиеся были разбиты на 4 отделения. Всего в первый год в ней обучался 41 ученик.
Известно, что Попечительский совет школы обращался в Императорскую канцелярию с просьбой об оказании финансовой помощи для осуществления строительства, общая стоимость которого должна была составить 30 тыс. руб., однако средств в казне не нашлось, и в итоге школа была построена на пожертвования местного населения и господ попечителей.
В 1912 году в "Княжеской Долине" из числа местных жителей было создано Братство в честь Казанской Иконы Божьей Матери по построению храма в память 300-летия царствования Дома Романовых.

Р.РАНЦЕВ    ДАЧНЫЙ ГРАД НА ОРЕДЕЖЕ
( http://gtnpravda.korpunkt.ru/news7056_508.html )


Вырица.Река Оредеж.

Вырица.  Река Оредеж.

Оредеж.( фото Галина Крылова - http://gnk.livejournal.com/53320.html )

Оредеж. Вырица.
(фото Галина Крылова )


Рукописная краеведческая газета "Вырицкий листок" (Вырицкая библиотека имени И.А.Ефремова )
Много интересного, и воспоминания о Вырице.





Вышла книга:
ПОЭМА О ДАЧНОМ ПОСЕЛКЕ
Вырица при царе. Дачный Петербург (с дарственной подписью автора)

    Отличный подарок читателям сделало издательство 'Остров', выпустившее в свет книгу Андрея Барановского 'ВЫРИЦА ПРИ ЦАРЕ' из серии 'Дачный Петербург'. Приятно взять в руки этот нарядный том, но открыть его и углубиться в содержание - еще приятнее: обилие - даже изобилие - качественных иллюстраций, живое, свободное повествование, масса любопытнейших сведений о старо-петербургской жизни: История Вырицы ведется автором от самой седой древности - от Рюрика и Олега, - и заканчивается 1917 годом. Книга с первой же страницы погружает читателя в неповторимую, полную глубокого своеобразного обаяния жизнь дачного петербургского предместья с его знатью, духовенством и мещанством, с его бедами и радостями, с его мирской суетой и размеренной церковной жизнью.

Вырица сегодня любима многими петербуржцами, и многие захотят узнать, как жил этот красивый уютный поселок в прежние века, еще до того, как святой старец прп. Серафим Вырицкий освятил его своей пламенной молитвой.

"Православный Санкт-Петербург"
http://www.piter.orthodoxy.ru/pr.htm





Новая книга Андрея Барановского
(2013г)



 История Гатчинского района



      В водоворот исторических событий наш край, известный в средневековой Европе как Ингерманландия (страна ингров, по-русски «ижерян», ижорцев), вошел сравнительно поздно. Глухой, бедный («...Только голод там да холод» - говорится об Ингрии в финских народных сказаниях «Калевала») он, к тому же, был еще и труднопроходимым из-за дремучих лесов и многочисленных болот.
      В древние времена край был заселен водью, ижорой и другими финно-угорскими племенами.
В IX-X веках сюда проникли ильменские словене - самое северное славянское племя и со временем весь приневско-лужский край вошел в состав Водской пятины Господина Великого Новгорода.
      Первые сохранившиеся о гатчинском крае сведения в русских письменных источниках датируются 1499 годом. В переписных оброчных книгах Водской пятины перечислены многие селения, существующие в Гатчинском районе и ныне: Орлино, Куровицы, Грезно (Грязна), Суйда, Дягилино (Тяглино), Парицы, Хотчино (Гатчина), Пудость и другие.
      В XVII веке территория нынешнего Гатчинского района, за исключением небольшой его южной части, входила в состав Ингерманландского лена Королевства Швеции. В это время сюда из районов Южной Финляндии шведскими властями были переселены сотни семей финских крестьян, которые частично ассимилировав ижору, со временем составили значительную часть местного населения.
      В ходе Северной войны территория, некогда уступленная Швеции, возвращается в состав России. С основанием в 1703 году северной столицы, она заселяется русскими переселенцами и раздается приближенным царя. Часть земель нынешнего Гатчинского района отдается во владение супруги Петра I, будущей императрице Екатерине I, сыну царя - Алексею Петровичу, сестре царя - Наталье Алексеевне. В 1765 году владельцем Гатчинской мызы и приписанных к ней деревень с крепостными крестьянами-финнами становится граф Г.Г. Орлов. Он выстроил здесь великолепный дворец, который после его смерти, вместе с имением переходит в собственность наследника российского престола Павла Петровича. Цесаревич благоустроил Гатчину, а в 1796 году, когда стал императором, возвел ее в ранг города.

      Но раньше Гатчины в статусе города в течение почти двух десятков лет побывало нынешнее село Рождествено. 1 (13 по нов. стилю) января 1780 года указом императрицы Екатерины II была учреждена Санкт-Петербургская губерния из 7 уездов. Одним из них был назван Рождественский уезд, вследствие чего «дворцоваго ведомства село Рождественское» было переименовано в город.
      Новому городу был дан герб, составлен план застройки, утвержденный императрицей 12 мая 1764 года. В соответствии с ним были выстроены 6 казенных каменных и столько же деревянных домов для городских служб. Часть жителей Рождествена была переведена в мещанское, а несколько состоятельных крестьян - в купеческое состояние. В городе были заведены 10 лавок, две фабрики пуховых «и протчих» шляп; рождественские купцы и плотогоны сплавляли лес по Оредежу, Луге и системе каналов и речек в Нарвский порт.
      Жители города, как докладывал последний городничий Рождествена коллежский асессор (гражданский чин, равный воинскому чину капитана) Николай Герасимович Сеславин, «входят в разные подряды, строением промышляют, плотничьим и пилением лесов работают от коей не только здешние уездные жители пользуются, но по смежности и лугский уезд».
      Но город развивался плохо. В 1798 году в нем числилось 19 «капиталистов» (все купцы 3-й гильдии) с общим капиталом 36950 рублей. «Не имевший ни достаточной населенности, ниже удобности к помещению правительственных мест и лиц, долженствовавших управлять приписанным к сему городу уездом», Рождествен разделил участь тридцати одного села из 165 «возведенных Екатериной II в разряд уездных городов». В ноябре 1798 года он окончательно был возвращен в прежнее сельское состояние. Упразднен был и Рождественский уезд.
      А Гатчина на протяжении более, чем столетия развивалась как дворцовый город с летней резиденцией императоров.

      Почетные страницы истории нашего района связаны с именем А.С.Пушкина. Пушкинские места Гатчинского района: Суйда, Кобрино, Выра.
      Суйда и Кобрино были собственностью семьи Ганнибалов. Вначале владельцем селения Кобрино был прадед А.С.Пушкина - Абрам Петрович Ганнибал, затем владение переходит бабушке Пушкина - Марии Алексеевне. Документально не установлено, бывал ли Пушкин в имении своего прадеда, но дух великого поэта, безусловно, здесь и поныне. Здесь родилась мать поэта Надежда Осиповна Ганнибал.
      В старинной крестьянской избе, построенной в последней четверти XVIII века в деревне Кобрино расположился небольшой музей, посвященный няне А.С.Пушкина - Арине Родионовне.
      Выра - место, связанное с героями повести «Станционный смотритель» Самсоном Выриным и его дочерью Дуняшей. В XVIII веке Выра была третьей от Петербурга почтовой станцией на тракте, соединявшем столицу с югом России. Не менее тринадцати раз останавливался здесь сам Пушкин.
      Живописные окрестности Гатчины, Рождествено, Тайцев, Сиверской, Вырицы и других мест привлекали внимание петербургской знати, здесь строились усадебные комплексы, дачи и охотничьи дома. В начале ХХ века в этих местах (Батово, Выра, Рождествено) провел детство и юность знаменитый писатель и поэт Владимир Владимирович Набоков.

      Жители Гатчинского района гордятся своей малой родиной и вошедшими в его историю именами. Их список внушителен, назовем некоторых: сподвижник Петра I П.М. Апраксин, освобождавший Ижорскую землю от шведов, прадед А.С. Пушкина А.П. Ганнибал, няня великого поэта А.Р. Яковлева, поэты и писатели К.Ф. Рылеев, А.Н. Майков, М.Е. Салтыков-Щедрин, В.В. Набоков, художники И.Н. Крамской, И.И. Шишкин, Н.Я. Ярошенко, финский композитор Моозес Путро, архитекторы И.Е. Старов, А.Д. Захаров, А.И. Штакеншнейдер, фельдмаршал П.X. Витгенштейн, мореплаватель Ю.Ф. Лисянский, изобретатель ранцевого парашюта Г.Е. Котельников, заводчики И.Е. и Е.И. Ритинги, старец Серафим Вырицкий (В.Н. Муравьев) - вот лишь небольшая часть этого списка.

      Гатчинский район - современное название «Муниципальное образование «Гатчинский район» учрежден 1 августа 1927 года при районировании бывшей Ленинградской губернии. В советские годы он, вслед за переименованием районного центра, трижды менял свои названия: Троцкий (1927-29 гг.), Красногвардейский (1929-44 гг.), Гатчинский (с 23 января 1944 г.).
»В настоящее время в состав Гатчинского района входят 16 волостей (до 18 января 1994 года они назывались сельсоветами): Антелевская (центр дер. Пудомяги), Большеколпанская (пос. Большие Колпаны), Веревская (п. Малое Верево), Войсковицкая (п. Войсковицы), Воскресенская (п. Высокоключевой), Елизаветинская (п. Елизаветино), Минская (п. Мины), Новинская (п. Новинка), Орлинская (с. Орлино), Пригородная (п. Новый Свет), Пудостьская (п. Пудость), Рождественская (с. Рождествено), Сиверская (д. Старо-Сиверская), Сусанинская (п. Сусанино), Сяськелевская (д. Сяськелево), Чащинская (п. Чаща), 5 поселков - Вырица, Дружная Горка, Кобрино, Сиверский, Тайцы и 235 населенных пунктов - сел, деревень, сельских, дачных и пр. поселков.
 Административный центр находится в городе Гатчине.
краевед Николаев В.И.




фото Бориса - http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=65914
Казанский Храм в Вырице,  осень.
(фото Бориса)



Из детства
(Наша Вырица)
 

    Ближний  мир  детства, близкое окружение, где проходят ранние годы особо как-то запечатывают в памяти образы окружающего мира и природы. Особенно ярко с годами всплывают из детства картины как-то привязанные, будто специально, к праздникам. Может именно тогда детское восприятие особо восприимчиво...

     Так помнится теплый  день весной около Пасхи Христовой, когда вокруг журчат ручейки и в проталинах зеленеет трава. А солнышко как-то по праздничному греет радостно, ярко. И глаз ищет первые желтые цветки и стайки подснежников. Мы же, дети, рады, что одеты в праздничное и в карманах крашеные пасхальные яйца. Непременно состязаемся - чье яйцо крепче, борец. Но особо в памяти сама атмосфера, жданного и пришедшего праздника. И радуется ему природа, радуемся и мы. Все так естественно, но и торжественно, по особому. Жаль конечно, что это был лишь отблеск тех исконных торжеств, которые радовали наших предков, и которым они отдавались сполна, всей душой .

     Детский мир, особый мир. Может из-за малого роста виднее все, что под ногами, до мелкой живности и разнообразия растений, чьи имена мы знали друг от дружки. А поиск белых камешков в ручейках !

     Потом же, вечером, под одеялом закрывшись с головой мы высекали из них искры, а они издавали какой-то загадочный запах. Мы их звали кремни и носили тоже в карманах.

     Но мир был бы не полон без соседей, каждый из которых имел свой образ в детском воображении... И приятели, с кем мы делили свои игры и шалости. Самый близкий наш приятель жил через дорогу и был сверстник. Его воспитывала бабушка - строгая труженица. У него была младшая сестричка, которая все время пыталась увязаться за нами, мальчишками, а мы ее отгоняли, считая неподходящей для наших игр по возрасту и девченочности. И почему-то прозвали ее "Справка", может по особому выговору.

 Мы вместе играли на нашей улице, во дворе и близких лесных участках, еще не загаженных и чистых кусочках леса, а не помоек, как сейчас. Там собирали лесные ягоды - чернику, бруснику и голубику и множество грибов - от обыкновенных, но красочных сыроежек до крепеньких белых.

 Особо нас интересовало почему сыроежку не едят сырой; мы пробовали и так, и с солью, и печеной на костре, но все не вкусно... Так и осталась она нам загадкой.

     Особое место занимали у нас рассказы - чаще слышанные из взрослых разговоров истории, понятые по детски и от этого какие-то сказочные. А позже, как стали постарше - и прочитанные. К нашему счастью телевизор, КВН с экраном в открытку и большой линзой, в которую наливали воду, появился в нашем быту значительно позже и был скорее диковинкой, но не привлекал нас особо ( это средство современного насилия в наших домах...). Наша фантазия была очень богата и мы в своих рассуждениях давали свободу своей фантазии.

     Зимой мы катались на лыжах и санках, пытались запрягать в сани соседскую собаку. Но ей как-то не очень хотелось тащить сани, и мы вылавливали котов, пуская их по дороге несколько впереди собаки и она, нутром стремясь поймать кота бежала и тянула санки. Кот же, при первой возможности убегал из протоптанной дороги в снег, собака за ним... и наши сани переворачивались. Но опыт был успешен, хоть и краток. Теперь важно было поймать другого кота, напуганный долго не появлялся...

 Сооружали мы и санный "автомобиль" из прибитых к лыжам саней и каркаса из плаща-дождевика, с фарой спереди. Но мотор - собака, не хотела его тянуть и мы скоро отказались от экспериментов.

 В снежную зиму снег лежал толстым пуховым покрывалом на крыше и около дома - до окон. Снежные были зимы, с искрящимся на солнце иссия белым снегом. А мы залезали на крышу, сначала на краешек, потом выше, и прыгали в снег. Удаль преодолевала страх взгляда сверху. Скоро мы освоили и конек крыши, и прыгали " с парашютом " - зонтиком. Правда он всякий раз выворачивался, не смотря на наши ухищрения.

 Потом мы решили, что лучше с крыши спускаться на санках, страшновато, но путь к этому уже был пройден... Наш сосед был первым, правда санки не выдержали приземления, особенно если в качестве естественного трамплина мы использовали крышу терасы дома. Но и это было скоро освоено. Верх постяжений был здесь у нашего приятеля, в будущем авиатора, - он совершил скок с крыши на лыжах ! При приземлении лыжи воткнулись в снег, а он в сугроб. Этот рекорд так и остался непревзойденным.

     Летом мы почти всегда играли около дома. Редко ходили на рыбалку на нашу речку Оредеж, но это было скорее исключение, так как мама беспокоилась, а мы не хотели ее тревожить. Вообще мы были всегда под маминым присмотром, бдительным и добрым.

     Наши соседи были в большенстве пригнанные судьбой из дальних мест. Это  были и русские, фины, поляки, белорусы и евреи. Но ни кто никого не обделял по национальности - ценили добрые отношения, взаимопомощь, трудолюбие.

 Каждый из соседей, со своими особенностями и характером как бы дополняли друг друга. Это были различные мирки, в которых в меру возможностей они сохраняли старые навыки и быт. Иногда не совсем понятный и поэтому наверное несколько таинственный для нас.

 Все соседи были колоритные личности. Это и труженица, уроженка белорусии, бабушка нашего приятеля, не смотря на годы весь день она в огороде. А огород, ухоженный ее руками и сердцем, давал лучшие в окрестности огурцы. Или другая, внешне строгая, но добрая сердцем финка - пример аккуратности в доме и во дворе. Все как надо !

 Многие в те трудные годы держали коров и всякую живность. Одно время и у нас была корова и даже собака - немецкая овчарка Сильва. Однажды мама ее отдала куда-то далеко, хорошим людям, так как не было возможности ее кормить. У нас  во дворе она сидела привязанной на бельевой веревке, для порядка скорее. Так вот, спустя дней десять Сильва, радостная вернулась к нам домой волоча с собой длинный кусок цепи, на которой она там наверное сидела, но не выдержав разлуки вернулась. И уже жила опять с нами, в своей будке. Вот она собачья верность.

     Когда наступала зима, мы все сбивались в одной комнате нашего, иначе просторного дома. В тесноте нам было уютнее, никто не хотел даже спать идти в отдельную комнату.

 Наш кот, сибирский, Барсик  ловил мышей, но не ел их, а складывал около плиты на кухне.

 Чтобы было тепло, делали с осени вокруг дома завалину из земли, чтобы не поддувало, вставляли вторые рамы в окна, но в те времена зимы были такие суровые, что углы комнаты промерзали до изморози. Тогда мама вешала на дверь одеяло, от сквозняка, а к углы комнаты ставила керосинки для тепла. Печка, то круглая, то квадратная - часто перекладывали, но тепла от этого больше не давала и так и остановились на круглой. Приятно было прижаться к ее теплому телу, а еще приятнее глядеть как догорают в ее топке красные угли, и как уже не пробегает синеватый огонек по ним, носящий угар.

 У нас долгое время не было своего колодца, а и не нужно было при тех добрых отношениях с соседями, и мы ходили за водой к соседям по протоптанной дорожке. Наши участки разделяла условная межа, даже не было и забора - ни к чему.

 И заборы, и отчуждение появились значительно позже. Наверное более суровое время чем-то объединяло людей, тянулись неосознанно друг к дружке в трудной послевоенной жизни.

     Самое раннее воспоминание, которое могу датировать - смерть Сталина. Она оставила яркое впечатление в детских глазах. Как ни странно, но воспринималась она вокруг как национальная трагедия, весьма искренне даже теми, чья жизнь была сломана в сталинские годы, не говоря уж о тех, кто вернулся живыми с войны. Все плакали и причитали. Тогда и радиоприемники, работающие от громадных батарей, электричество появилось значительно позже, были не в каждом доме. Мы ходили слушать сообщение о смерти Сталина к соседям, наши батареи тогда "сели".

     К вечеру чистились газетной бумагой стекла керосиновых ламп, не дающих много света, но очень уютных. А керосин развозили раз в неделю в большой бочке на повозке с лошадью. Приехав на перекресток улиц продавец-керосинщик надувал рожок и на его зов собиралась очередь соседей с канистрами и бидонами. Разливали керосин большой литровой кружкой через металлическую воронку. Нам, детям, нравился  этот необычный запах.

     Кроме соседей, которых мы знали по имени и отчеству, приходили к маме и наши знакомые из других мест. Особо помнится сухая пожилая женщина - тетя Женя (все для нас были тети и дяди). Она жила не близко, и приходя к нам после церкви, обычно сразу хватала тяпку и шла в огород окучивать картошку. Искреннее желание помочь нам возможным никогда не забудется. Закончив окучивать с желанием и знанием дела, она говорила: "Ну, я пошла", и торопилась домой. Без лишних слов, но всегда с добрым сердцем. Светлая ей память.  Помнится и старушка-нищая Груша. Очень интересная рассказчица разных историй из своей молодости - гаданий и обрядов уже забытых. Мы обычно вместе с ней обедали в столовой за нашим большим столом. Она была очень аккуратный и полный достоинства человек, не то что теперешние нищие. Помнится, что наверное под влиянием ее страшных рассказов о девичьих гаданиях с зеркалом, я долго боялся в темноте проходить около зеркала и всегда крепко зажмуривал глаза. Это чувство неосознанного таинственного страха осталось в памяти и по сей день.

 А так приходили более по делу, или навестить. Пустых разговоров как правило не водили.

     Жизнь получала большее разнообразие летом - приезжали детские сады со стайками бледненьких ленинградских детей и пионерские лагеря с непременными звуками горна.

 Были и просто дачники. Мама в тяжелые годы сдавала наш дом под детский сад. Это было большое подспорье и возможность отдать накопившиеся долги. В эти лета мы жили во времянке, просторной и с плитой посередине. На ней мама варила вкусное варенье. А мы любили пробовать с варенья пенку. Варенья варили достаточно. Особо помнится холодная манная каша с малиновым вареньем!

 В огороде выращивали много земляники, малины, черной смороды и каринку. Яблоки тоже были, красивые бело-желтые с красным боком - старинный сорт. И конечно же множество кормилицы-картошки, которую хранили в подвале дома до весеннего потопа, наполнявшего весной подвал в половодье талой водой.

     Жили мы всегда дружно и как-то светло, наверное благодаря постоянным и ненавязчиво деликатным усилиям нашей мамы. Светлая ей, труженице, память!

     На Новый год всегда ставили елку, под потолок. Украшали ее различными игрушками. А мама наряжалась в шубу и приходила как Дед Мороз, с подарками для каждого из нас.

 Мы писали старательно письма Деду Морозу о том как учимся и что слушаемся, но главное - какие хотим подарки. Наши желания были весьма умеренные, не то что сейчас... Письма мы носили в дупло старой ели (мама их потом от туда брала) и проверяли - взял ли Дед Мороз наше письмо.

 Наша школа была очень близко от дома, и даже видна в конце улицы. Мы всегда бежали побыстрее из школы домой по маленькой лесной тропинке вдоль улицы, а мама уже ждала нас у калитки. Школа сохранилась до сих пор. Помнятся и наши учителя, добрые и все разные. Светлая им память и благодарность за  знания, что старались терпеливо передать нам.

     Счастливы мы были, что судьба подарила нам детство в таком красивом и своеобразном месте - нашей Вырице, тихом и забытым бурной "цивилизацией" месте в окрестности большого города с жизнью вечно скороспелых перемен.

В.Н.
сентябрь 2006г.






© 2005-2012  serafim.com.ru.
Все права защищены



Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Rambler's Top100